Социолог сравнивает ожидания от запуска рынка земли у депутатов и сельских жителей

ожидания от запуска рынка земли
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Осведомленность депутатов об интересах владельцев паев и мелких хозяев очень низкая. Если уровень коррупции и глухоты чиновников не снижать, рынок земли не заработает.

Среди украинских аграриев уживаются две разные мировоззренческие позиции относительно открытия рынка земли и ожидаемых последствий реформы, свидетельствуют данные исследования Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива».

С одной стороны, многие владельцы паев считают, что нынешняя земельная реформа станет повторением неудачной и несправедливой массовой приватизации 1990-х: земли скупят олигархи или дельцы, чтобы потом продать иностранцам.

С другой — что свободное обращение земли будет способствовать приходу эффективных собственников, которые будут заинтересованы в установлении четкого правового регулирования и рыночной стоимости земли.

Социолог Петр Бурковский в статье «Кому — победа, а кому — вызов. Что не попало в президентский спич о земельной реформе» анализирует процессы, происходящие в селе накануне запуска свободного рыночного обращения земли.

«В разных областях селяне очень часто связывали свой страх перед иностранцами с невозможностью государства защищать свои национальные интересы и с коррумпированностью политиков, которые будут создавать льготные условия для иностранного капитала. То есть люди против допуска иностранцев к рынку земли, потому что не доверяют государству и убеждены в коррумпированности вышестоящих органов власти», — пишет он.

Долгие годы и частные паи, и государственная земля в обход закона или, что еще хуже, во исполнение закона, попадали в руки новых собственников. Например, в качестве оплаты несуществующего долга. А передача бывших государственных земель громадам кое-где не уменьшила коррупцию, а просто легализировало ее.

Так, депутат одной из районных рад в Черниговской области обращает внимание на то, что по вполне законной процедуре выделения земли для ведения индивидуального сельского хозяйства (по 2 га в одни руки), некоторые громады распаевывают их «направо и налево, и в первую очередь не тому, кто придет и будет работать именно здесь и будет платить налоги в громаду». А неистребованные паи отдаются в аренду за плату, которая в полтора раза меньше той, за которую отдавал два-три года назад Госкомзем.

Читайте также на DOSSIER:  Pandora Papers, замглавы Фонда госимущества и приватизация ОГХК – что общего?

Общаясь с социологами, селяне из разных регионов страны сформулировали общие требования к земельной реформе, которые должны сопровождать и даже опережать полнейшее открытие рынка земли:

  • установление справедливой (минимальной) цены на землю;
  • наведение порядка с земельным кадастром, оценкой плодородия земли;
  • предоставление правовой помощи и разъяснения крестьянам — владельцам паев их прав в связи с открытием рынка земли;
  • осуществление цифровизации услуг, связанных с работой рынка земли, в частности, создание цифрового земельного банка с возможностью получить все правоустанавливающие документы в электронном виде;
  • проведение обязательной проверки законного происхождения средств, привлеченных для покупки земель;
  • создание государственного банка земли, через который землю смогут купить или арендовать мелкие хозяйства;
  • введение доступных кредитов, программы поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства (животноводства, овощеводства, виноградарства, садоводства, пчеловодства);
  • государственное страхование мелких фермеров в неурожайные годы и на случай стихийного бедствия;
  • целевое обучение мелких фермеров эффективному планированию и ведению хозяйства;
  • должная подготовка местных чиновников (налоговой, ЦПАУ) для работы с мелкими хозяевами (семейным фермерством);
  • уточнение законодательства, устранение норм, которые предоставляют дискреционные полномочия органам местной власти в отношениях с мелкими хозяевами (вопросы аренды, продажи земли, требований природоохранного характера).

По данным  проведенного в мае общенационального опроса Фонда, наибольшую поддержку среди мелких землевладельцев имеют такие предложения к правительству:

  • 30% среди опрошенных собственников паев поддерживают требование к государству «защитить владельцев паев от угроз лиц, которые хотят скупить или захватить земли»;
  • 22% среди опрошенных собственников паев выступают за «предоставление беспроцентных кредитов мелким самостоятельным производителям, фермерам для покупки земли или техники»;
  • 20% среди опрошенных собственников паев выступают за то, чтобы «защитить от продажи земли общего пользования, которые имеют большое значение для местных громад»;
  • 20% среди опрошенных собственников паев требуют «установить жесткие требования сохранения и восстановления плодородия земли для крупных собственников и арендаторов»;
  • 19% среди опрошенных собственников паев настаивают на том, чтобы «установить жесткий контроль над соблюдением экологических норм производства новыми собственниками земли».
Читайте также на DOSSIER:  Рынок есть, земли нет. Первые результаты отмены моратория

«Результаты опроса подтверждают, что владельцы паев обеспокоены именно отсутствием или слабостью государственного контроля над действиями агрохолдингов и коррумпированностью органов власти, которые будут принимать решение о приватизации государственных земель», — отмечает Бурковский.

Если отложить в сторону предложения, озвученные людьми и получившие наибольшую поддержку во время общенационального опроса, то список направлений госполитики по сопровождению земельной реформы будет таким:

  • Наведение порядка с земельным кадастром, оценкой плодородия земли.
  • Введение льготных доступных кредитов, программы поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства (животноводства, овощеводства, садоводства, пчеловодства).
  • Предоставление правовой помощи и разъяснение крестьянам — владельцам паев их прав в связи с открытием рынка земли.

«Это минимальные требования жителей сельской местности. Их воплощение не приведет к быстрому развитию свободного рынка земли, зато поможет избежать социального взрыва и противостояния между мелкими и крупными собственниками земли», — объясняет социолог.

Чтобы понять, напрасны или нет надежды людей на государство, социологи сравнили результаты фокус-групп и опроса с анкетированием 21 народного депутата «Слуги народа», «Европейской солидарности», «Голоса», «Батьківщини», «Оппозиционной платформы-За життя», «Довіри».

И хотя этого точно недостаточно, чтобы иметь исчерпывающую картину парламентских настроений, однако можно увидеть, как информация снизу доходит до верхов: что потерялось по пути, а что может стать императивом законотворчества для большинства и оппозиции уже в ближайшем будущем.

Большинство опрошенных парламентариев выступают за: беспроцентные кредиты мелким хозяйствам для покупки земли и техники, прозрачное упорядочение вопросов собственности и границ земельных участков и паев, предоставление правовой помощи владельцам паев для защиты интересов при покупке-продаже земли. Очень мало депутатов видят необходимость в том, чтобы: защитить владельцев земли от угроз, защитить от продажи земли общего пользования в громадах, установить контроль над соблюдением экологических норм при возделывании земли и производстве продукции.
Читайте также на DOSSIER:  315 гривен за гектар: украинцы поделились опытом покупки земли, во сколько обходится участок

«Если смотреть с общенациональной точки зрения, вроде бы все обстоит благополучно, депутаты более или менее точно чувствуют настроения своих избирателей. Но если говорить об интересах селян — владельцев паев и мелких хозяев, то здесь осведомленность парламентариев очень низкая. А это, по нашему мнению, не может не сказаться на правильности выбора приоритетов в законотворческой работе и правильном голосовании за законопроекты, которые касаются села и аграрного сектора в целом»,  — добавляет автор.

  • Если уровень коррупции и глухоты чиновников к жалобам крестьян не снижать, рынок земли не заработает. Уже сейчас около 69% владельцев паев либо ничего не планируют делать, либо просто оставят свои земли в аренде.
  • Если не дать крестьянам рычагов контроля над местными радами и местными руководителями, если не научить их, как пользоваться этими инструментами, люди либо будут выезжать из села, либо начнут защищать свои права совсем не мирными средствами. И это особенно касается не фейковых, а настоящих ветеранов.
  • Если парламентское большинство и правительство не повернутся лицом к реальным потребностям и проблемам жителей сельских громад, не учтут риски, связанные с изменением климата и хищническим хозяйствованием, в среднесрочной перспективе (7–10 лет) Украина попадет в критическую зависимость от импорта продовольствия, резюмирует социолог.