Несмотря на то, что в Украине продолжается война и парламент в который раз продлил военное положение (до 18 августа 2023 года), политическая жизнь и электоральные гонки в последние полгода заметно активизировались. К выборам готовятся, хотя публично такой формат работы отрицают. И озвучивают первый аргумент, связанный с тем, что во время военного положения выборы проводить запрещено.
Действительно, статья 64 Конституции Украины определяет, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Однако дальше другие нормативно-правовые акты должны дать ответ, о каких именно ограничениях идет речь.
В части 1 статьи 19 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» предусмотрено, что «в условиях военного положения запрещается проведение выборов президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления». Вместе с тем сразу отмечу, что эту законодательную норму можно изменить. И если власть решится на выборы для «укрепления демократии», что, собственно, допускают наши международные партнеры, то будет реализован именно этот сценарий. Хотя это не отвечает международным стандартам и противоречит статье 71 Конституции Украины.
Статья 83 Конституции Украины определяет, что «в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения».
Таким образом, если военное положение не отменят до конца августа и не объявят выборы, то парламент продлит свои полномочия на период, в течение которого будет продолжаться правовой режим военного положения. В этой ситуации также следует вспомнить, что Верховная Рада Украины назначает выборы президента, которые должны состояться в марте 2024 года.
Поэтому, чтобы окончательно сказать, что будет с осенними выборами или когда и какими будут выборы позже, нужен закон. Действующий Избирательный кодекс таких норм не содержит.
Вообще в правовой плоскости нужно найти ответы на несколько вопросов:
— какой будет избирательная система;
— какой срок назначения выборов, которые не состоялись из-за военного положения;
— каков вид таких выборов, если они не будут очередными;
— на каких территориях выборы временно не будут проводиться, какие обстоятельства и временные рамки действия такой нормы;
— какой способ участия в голосовании и механизм подсчета голосов. Не исключено, что придется ввести разные или смешанную системы голосования в Украине и за рубежом;
— как расширится перечень лиц, которым будет запрещено участвовать в выборах, с указанием оснований и срока ограничений.
Участникам избирательного процесса надо понимать готовность провести избирательную кампанию и возможность установить результат согласно общим принципам демократии: открытости, прозрачности, равного доступа, участия наблюдателей и т.п.
Из перечисленных вопросов на сегодняшний день становится понятно, что на следующих выборах в парламент мы движемся (надеюсь, разово как вынужденный вариант) в сторону закрытых партийных списков. С одной стороны, это плюс, ведь будет возможность сформировать полный состав парламента в 450 народных депутатов даже без голосования в Крыму и на территориях Украины, где выборы провести невозможно. С другой — это может открыть много старых и слегка подзабытых политтехнологий. Хотя предохранителем должны быть гражданское общество и международные партнеры, которые сделают невозможным желание «спрятать кого-то в списки».
Таким образом, первая черточка, или шаг, с которым надо определиться, — это дата. Если моделировать вариант проведения очередных выборов в последнее воскресенье октября пятого года полномочий, согласно части 1 статьи 77 Конституции Украины, это 29-е число. И периодом старта избирательной кампании, а следовательно, прекращения правового режима военного положения должен быть конец августа. В случае проведения выборов позже должна быть законодательная база, которая даст ответ прежде всего на вопрос об их дате и виде.
Если с правовой стороны объем вопросов, которые нужно в целом предусмотреть, понятен, то политическая составная часть содержит больше непредсказуемых ситуаций и моделей поведения акторов. Потому что при наличии концепции и политической воли подготовка и принятие нужных законодательных изменений много времени не отнимет. Продолжительнее будут политические диалоги.
В рамках политических дискуссий сейчас звучат две даты проведения выборов — октябрь 2023-го и март 2024 года. Обсуждается и вариант дубля — объединенных парламентских и президентских выборов. Тем более, первый тур очередных выборов президента, согласно Конституции, приходится на 31 марта. В организации выборов промежуток октябрь—март не играет особо важной роли. Ведь за эти полгода не удастся точно упорядочить реестр избирателей, организовать дополнительные места для голосования с учетом значительной волны переселения, провести учет граждан Украины, которые выехали за рубеж или переселились в разные регионы Украины, и т.п. Во время действия правового режима военного положения реестр избирателей закрыт. Но сведения на территориях, где непосредственно не велись военные действия, можно верифицировать быстро. А вот на территориях, которые подверглись масштабным разрушениям, так сделать не получится.
Можно попробовать поработать с реестрами территориальных громад. Но это риск вернуться к массовым «каруселям» или «избирательному туризму». Поэтому о полноценном упорядочении реестра избирателей целесообразно говорить только после проведения всеукраинской переписи населения. А это точно не перспектива ближайшего времени. Итак, в главных вопросах организации и проведения выборов промежуток в пять-шесть месяцев особого значения не имеет.
Зато для рейтинга, особенно представителей власти, этот временной ресурс может существенно изменить политический и электоральный фон. Ведь в избирательных гонках активизируются все заинтересованные стороны, прекратится режим условной тишины на время военного положения. Чтобы набрать свой ресурс узнаваемости, политическим игрокам нужно определиться с электоральной нишей и строить публичную риторику в двух направлениях: запросы выбранной для работы ниши и критика действий либо бездеятельности действующей власти. Это самое простое правило любой избирательной кампании, тем более что для него всегда есть объективные факторы. За четыре-пять лет меняются запросы общества, обостряются вопросы о невыполненных обещаниях, появляется вера, что следующие выборы приведут новых и лучших и т.д. Все эти обстоятельства в совокупности приводят к формированию антирейтинга власти, который минимизирует рейтинги.
В условиях военного положения традиционные темы, связанные с социальной защитой и экономической стабильностью, дополнились фактором безопасности и выходом на границы Украины, признанные в рамках международных договоров. Кстати, этот фактор будет ключевым в восприятии нашей победы. И это второй шаг, который придется объяснять всем участникам будущих политических процессов и избирательной кампании.
Следующий шаг, который представители власти и их советники просчитывают и ищут вариант коммуникации с военными, — это определенная сто- или двухсоткилометровая линия обороны. Бывшая зона АТО или ООС. Где, вероятнее всего, физически провести выборы будет невозможно, однако на территориях будет находиться немалое количество людей, которые будут исполнять долг по защите границы. Говоря языком выборов, это электорат со своими вкусами, приобретенными не столько через СМИ, сколько из собственного опыта. И здесь вспоминается старая политтехнология, которая базируется на таком принципе: чем ниже явка избирателей, тем больше процентов получает действующая власть.
Сознательно не буду развивать тему участия военных и волонтеров в выборах и их возможное включение в списки. Мы это уже проходили в 2014 году. Выводы об успешности парламента VIII созыва каждый может сделать самостоятельно. Замечу лишь, что после победы у нас будет небольшой промежуток времени, примерно два года, в течение которого нужно сделать рывок вперед. И речь идет не просто об условной смене лиц или публичных тезисов политиков, а о комплексной инвентаризации институтов власти. А удастся это, в частности, тогда, когда каждый будет на своем месте.
Поэтому у нас как никогда в избирательной кампании, которая начнется независимо от даты и вида выборов, но сразу после победы (какой ее видят власть и общество и совпадают ли их взгляды — тема для отдельного непростого разговора), должен быть запрос на профессионализм. Ну и осознанное понимание, что избиратели за выбор конкретного политика или партии несут не меньшую ответственность, чем народные избранники — за свою деятельность, представляя интересы своих избирателей.
Ирина Овчар
Кандидат политических наук,
старший научный сотрудник Ипиенд им. И. Кураса НАН Украины,
политический аналитик, специалист в сфере GR и законотворчества