

Может оказаться, что Украина получит «старые добрые» советские 2Б11, но с болгарскими ярлыками на изделиях
Упор на закупку оружия и боеприпасов для нужд армии у иностранных производителей боевой техники и вооружения, который можно отметить как минимум последние пару лет, как показали последние события вокруг оборонного заказа, к сожалению, не всегда себя целиком и полностью оправдывает, зато является основой для раскручивания самых разных коррупционных схем.
Сразу же стоит оговориться, что, во-первых, такие поставки являются во многом вынужденным шагом. Ведь наш военно-промышленный комплекс имеет крайне ограниченное количество производств замкнутого цикла, а воевать нужно «здесь и сейчас».
Кроме того, из-за весьма специфической позиции Евросоюза, который все еще глобально зависит от поставок российского газа и поэтому старается лишний раз не провоцировать Кремль, нам приходится иметь дело почти исключительно с восточноевропейскими странами, которые по большей части оружие сами не производят, а пытаются продать излишки советских времен.
Причем даже в этом случае нам приходится еще и работать через посредников — например, в Болгарии официально запрещено продавать оружие в Украину напрямую. Мало того, на военных поставках во все времена «сидело» большое количество авантюристов и, мягко говоря, не очень порядочных людей и компаний.
В этом плане характерны два последних скандала, детали которых стали известны общественности. На самом деле их намного больше, но по разным причинам в условиях военного противостояния с Россией о них публично не говорят, чтобы не давать лишний повод для российских пропагандистов.
Так, в 2016 г. государственная компания «Укрспецэкспорт» подписал договор с польской частной компанией «Вторпласт С.А.» на поставку до конца 2018 г. 93 бронированных машин БМП-1АК. Цена вопроса — более $15 млн, причем полякам был сразу же выдан аванс на более чем 50 машин в размере $9 млн.
Однако польский поставщик не был владельцем товара, а по сути просто «прокладкой», которая покупала машины в Чехии и Словакии и после формального техосмотра и легализации в стране продавала Украине. Поэтому проблемы были прогнозируемы. Тем не менее, БМП внесли в государственный заказ и стали ждать.
Первая партия из 20 машин пришла практически сразу, машины были модернизированы по стандартам ВСУ на Житомирском бронетанковом заводе и отправлены в войска. А вот больше машин Украина не получила.
После многочисленных напоминаний и окончания срока реализации контракта «Укрспецэкспорт» подал в польский суд. Арбитражный и апелляционный суды встали на сторону Украины и после судебного решения с помощью судебного исполнителя «Укрспецэкспорт» принудительно забрал технику, которая находилась на территории польской компании — это 26 БМП-1. Как заявил представитель «Укрспецэкпорта», они надеются, что уже скоро они пересекут польско-украинскую границу.
Таким образом, из контракта в 93 машины наша страна получит фактически только 46. Правда, «Вторпласт» еще выплатит более $3 млн за непоставленные БМП и судебные издержки, но фактически армия недополучит 47 бронированных машин. Это серьезно скажется на планах развития Сухопутных войск в целом — ведь военные планировали их получить еще в начале 2019 г. и тогда же перевооружить как минимум одну бригаду. Не секрет, что бронетехники в войсках не хватает и некоторые мотопехотные бригады в качестве основного средства передвижения все еще имеют совершенно не приспособленные к этому легкие бронированные артиллерийские тягачи МТ-ЛБ.
Второй набирающий силу скандал с поставками из Болгарии 120-мм минометов выглядит не просто коррупционным, но и опасным для жизни и здоровья наших военнослужащих. Речь идет о том, что Министерство обороны Украины в рамках Государственного оборонного заказа на 2020 год подписало контракт на закупку партии 120-мм минометов ЕМ-120, которые принадлежат болгарской торговой компании «EMCO».
Казалось бы, что на фоне проблем с «Молотом» от завода «Маяк», которые сопровождались гибелью нескольких артиллерийских расчетов, и продолжающихся государственных испытаний сразу трех минометов от отечественных производителей, такой шаг выглядит правильным. Тем более что потребности армии в этом оружии колоссальные — только в гособоронзаказ выключена закупка 140 единиц.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что болгарская фирма не имеет собственной производственной базы, а проводит ремонт и предпродажную подготовку старой техники, в том числе и 120-мм минометов. То есть фактически может оказаться, что Украина получит «старые добрые» советские 2Б11, но с болгарскими ярлыками на изделиях.
По этому контракту очень много вопросов, начиная от цены — болгарский миномет обойдется бюджету, как пишет ряд СМИ, по 773 тыс. грн за штуку, притом что отечественные минометы предлагаются по 500-600 тыс. грн. Есть вопросы и к выбору модели. В Болгарии еще с 1980-х производится и находится на вооружении самоходный миномет «Тунджа», основой которого является 120-мм полковой миномет образца 1955 года М-120. А предлагаемый ЕМ-120 на вооружении не состоит, хотя, по словам чиновников из Министерства обороны Украины, имеет сертификат НАТО.
Дополнительной информации нет