Самые популярные мифы о приватизации

приватизация
FavoriteLoadingДобавить в избранное

В этом году впервые после продажи «Криворожстали» в 2005 году в Украине может стартовать большая приватизация. По прозрачным правилам, на открытых онлайн-аукционах и по принципу «все знают все», когда потенциальные участники имеют полную информацию об объекте.

Фонд госимущества наладил максимально эффективный механизм при малой приватизации, которая в прошлом году принесла в бюджет около 3 млрд грн вместо ожидаемых 400 млн. В 2021 году с учетом разблокирования Верховной Радой большой приватизации ожидается увеличить поступления от приватизации до 12 млрд грн.

Планы на год
Планы на год

Несмотря на это, процесс приватизации сопровождается сопротивлением тех, кто привык обогащаться на неэффективном управлении государственными активами. В результате рождаются десятки мифов, которыми манипулируют, в том числе и на высших ступенях власти, чтобы сохранить статус-кво. Развенчиваем самые популярные из них.

Миф 1: Госпредприятия продают за бесценок

Стартовая цена объектов устанавливается на уровне балансовой стоимости. Однако в процессе аукциона она может возрастать до той суммы, которую реально готов заплатить рынок. Поскольку аукцион происходит онлайн, а условия и правила являются прозрачными, продать актив на невыгодных для государства условиях невозможно.

Полное раскрытие информации об объектах и условиях аукционов и прозрачные условия участия в них способствуют привлечению максимального количества участников, что усиливает конкуренцию и рост цены.

Ярким примером является отель «Днепр», который приватизировали в середине июля прошлого года за более чем 1,1 млрд грн.

Балансовая стоимость актива была 80,9 млн грн. В ходе торгов, на которых соревновались 29 участников, цена выросла более чем в 13 раз.

Несмотря на то, что четырехзвездочный отель «Днепр» в центре Киева приносил около 100 тыс. грн прибыли в год (около 8,3 тыс. грн в месяц), он должен работать 3968 лет, чтобы заработать такую сумму.

Конечно, не все активы настолько привлекательны для инвесторов, но в любом случае цена их продажи не может быть ниже рыночной.

Успехи малой приватизации
Успехи малой приватизации

Миф 2: В собственности государства предприятия принесут больше денег в бюджет

Сейчас в собственности государства — около 3600 объектов. Из этого перечня уже более тысячи можно только ликвидировать, ведь их стоимость меньше долгов и других обязательств. И количество таких объектов со временем только растет.

То есть окупаемость активов с такой эффективностью управления — 760 лет.

Совокупная балансовая стоимость активов государственных предприятий составляет 760 млрд грн. За год эти активы принесли государству лишь 1 млрд чистой прибыли.

Читайте также на DOSSIER:  Большая приватизация на пороге: что Украине принесет приватизация, кроме ожидаемых 9 млрд грн

Нормальная целевая рентабельность актива в коммерческом секторе — 10%. Следовательно, цена неэффективного государственного управления — 75 млрд грн в год.

Средний рост стоимости активов в ходе аукционов более 60%. В отдельных случаях стоимость актива может вырасти более чем в 10 раз. При таких условиях, только на этапе продажи государство могло бы получить колоссальную сумму в бюджет.

После приватизации новый владелец дополнительно инвестирует 4−6 грн в модернизацию, создание новых рабочих мест и платит налоги. В связи с ростом объемов производства только сумма налогов может быть выше прибыли при неэффективном государственном управлении.

Органы управления
Органы управления

Миф 3: Новые владельцы будут увольнять работников

Постприватизационные условия содержат нормы защиты прав рабочих. Закон о приватизации прямо запрещает сокращение персонала в течение шести месяцев после перехода компании к новому владельцу.

Кроме того, в пост-приватизационных условиях прописано, что после приватизации важных для инфраструктуры и населения объектов новые владельцы не могут изменять профиль предприятия.

Соответственно, инвестору понадобятся кадры такого же профиля. Ни один частный собственник не будет заинтересован в уменьшении объемов производства, а следовательно вкладывать средства в модернизацию и создание новых рабочих мест.

Еще одним бонусом для работников госпредприятий является то, что закон обязывает прописывать в договорах купли-продажи вопрос погашения долгов по зарплате и обеспечение соцгарантий.

К тому же, зарплаты в частном секторе обычно примерно на 30% выше, чем на госпредприятиях.

Миф 4: Аукцион организуют под конкретных покупателей, актив приобретут олигархи

Приватизация проводится через прозрачный и открытый аукцион, где единственным критерием победы является самая высокая цена за объект.

Для того чтобы участие в аукционе не принимали только «свои», на сайте ФГИУ есть перечень и карта объектов под приватизацию, характеристика каждого из них, дата аукциона и стартовая цена. Все имущество так же просто отсортировать по категориям, как в интернет-магазине.

В виртуальных комнатах данных после регистрации можно получить доступ к максимально широкому перечню документов по предприятиям, выставленным на продажу. Обычно там публикуются учредительные, разрешительные, организационные, операционные, кадровые, претензионно-исковые и правоустанавливающие документы, финансовая отчетность и заключенные договоры.

Это позволяет покупателям оценить инвестиционные перспективы предприятий и обеспечивает здоровую конкуренцию на аукционах.

Ранее информация об аукционах и объектах приватизации в виде объявлений публиковалась в газете «Ведомости приватизации» тиражом в несколько сотен экземпляров. Потенциальным участникам было сложно получить информацию не только о дате торгов, но и о самом объекте, что значительно сужало конкуренцию. К тому же, аукцион проходил непублично, а происхождение средств победителя никто не проверял.

Читайте также на DOSSIER:  Джованни Сальветти: "Украина оказалась между молотом и наковальней"

Сейчас победителю аукциона могут отказать на этапе проверки, например, если он скрывает свои доходы в оффшорных зонах. Кроме того, проверяются возможные связи победителя с государством-агрессором — Российской Федерацией.

Законность происхождения средств контролирует международная организация FATF. Всем, кто зарегистрирован в юрисдикциях, которые не сотрудничают с FATF, запрещено участвовать в аукционах. Кроме того, в этот перечень входят те, кто включен в санкционные списки, и связанные с ними лица.

Стандарты приватизации
Стандарты приватизации

Все аукционы происходят онлайн по прозрачным правилам. До начала аукциона никто не знает ни о количестве зарегистрированных участников, ни о начальных ценовых предложениях, которые они делают. А информация о лицах участников раскрывается только после завершения онлайн-аукционов.

Миф 5: Иностранцы приобретут госпредприятия и закроют их

На сегодняшний день более 90% победителей приватизационных аукционов — украинцы. В рыночных условиях для государства должна быть важна не страна происхождения владельца, а экономическая активность предприятия и уплаченные налоги.

Ни один инвестор, который заплатил реальную цену за актив, не заинтересован в их закрытии или неэффективной работе. Покупатель заинтересован вернуть инвестиции и получать прибыль в долгосрочной перспективе. Соответственно, инвестор будет вкладывать в модернизацию оборудования, наращивание объемов производства или создание новых направлений, а не закрывать производство.

За рубежом распространены случаи, когда крупные компании поглощают меньших конкурентов. После этого бренд поглощенной компании часто исчезает из публичного пространства. Например, Apple за всю историю выкупила и поглотила более 40 других компаний.

Украинским государственным компаниям такое досадное самоубийство не угрожает. Они не могут конкурировать с развитыми иностранными компаниями. Напротив, приобретение украинских активов иностранцами могло бы быть толчком для развития, ведь речь идет не только о финансовых инвестициях, но и технологиях.

Дальнейшая модернизация предприятия, закупка нового оборудования, наращивание объемов производства, создание новых направлений производства — это все прямые иностранные инвестиции. По подсчетам экспертов, каждый ₴1 млрд инвестиций через три года суммарно приносит ₴3,7 млрд ВВП.

Миф 6: Государство продает стратегические предприятия

Приватизация стратегических предприятий запрещена законом. Под приватизацию подпадают исключительно непрофильные активы, которые не нужны государству для выполнения оборонной или социальной функции.

Читайте также на DOSSIER:  "Сдаем все, что не можем приватизировать": что изменил закон о концессии

К примеру, многие манипуляции по поводу того, что государство якобы распродает стратегическое, были связаны с подготовкой к приватизации ОГХК, которая занимается добычей титановых руд.

В мире большинство компаний, занимающихся добычей титановых руд, находятся в частной собственности, за исключением ОГХК и некоторых компаний из Китая. Дефицита этого сырья нет ни в Украине, ни в мире, а для внутреннего рынка требуется значительно меньше титановых руд, чем добывает ОГХК.

В то же время из-за неэффективного управления и коррупции государство ежегодно недополучало сотни миллионов гривен. Например, в прошлом году после перехода в управление Фонда госимущества компания получила 600 млн грн прибыли. Предыдущие два года она получала около 100 млн грн.

Миф 7: Приватизация не ко времени

Каждый день работы госпредприятий под неэффективным управлением приводит к потерям из госбюджета. Если пользоваться рыночными расчетами, приведенными выше, при таких условиях государство ежедневно теряет более 200 млн грн.

Приватизация — один из эффективных механизмов преодоления коррупции. В одном из отчетов Национального антикоррупционного бюро Украины говорится, что масштаб схем, связанных с хищением имущества и средств на госпредприятиях, только в 2019 году составляет 18 млрд грн.

Миф о том, что приватизация не ко времени, активно используют заинтересованные в дальнейшем разрушении активов и получении незаконной выгоды за счет государства и налогоплательщиков.

Таким путем идут большинство развитых стран. Например, в Польше по состоянию на 1990 год было около 8500 государственных предприятий, сегодня их около 40.

Вместо заключения

Несмотря на то, что сотни объектов не только не приносят государству прибыли, но и извлекают деньги на содержание, лучший вариант — продать тем, кто сможет сделать эффективный бизнес.

Выставленные на продажу предприятия ежегодно приносят государству около 1 миллиарда гривен прибыли. В случае приватизации, даже при условии продажи по балансовой стоимости, они могли бы принести единовременно минимум 760 млрд грн. Несмотря на то, что стоимость актива в среднем растет на 60%, эта сумма может увеличиться до 1,2 трлн грн (43 млрд долл.) Приватизация могла бы принести государству значительно больше, чем любые кредиты МВФ.

Кумулятивный эффект от этого будет значительно больше, ведь, по статистике, на каждую гривну стоимости имущества новые владельцы вкладывают до 6 грн в модернизацию, создавая рабочие места, платя налоги и генерируя больше добавленной стоимости.