Роль адвоката в борьбе с коррупцией

Вопрос борьбы с коррупцией является одним из тех, которые, к сожалению, с каждым годом не теряют своей актуальности. В отчетах Международной организации по борьбе с коррупцией неоднократно указывалось, что Украина – государство с высоким ее уровнем. Например, согласно исследованию Transparency International «Индекс восприятия коррупции» (CPI) за 2017 год1 Украина получила 30 баллов из 100 возможных и заняла 130 место (из 180 стран). Это всего лишь на 1 балл больше и на 1 позицию выше, чем в прошлом году.

Следует также отметить, что Парламентская ассамблея Совета Европы в резолюциях неоднократно акцентировала, что искоренение коррупции в судебной системе является приоритетной задачей, поскольку она угрожает верховенству права.

Борьба с коррупцией – это и один из задекларированных приоритетов развития Украины. Успешная реализация такой цели связана в том числе и с соответствующими действиями адвокатов в ходе их профессиональной деятельности. Среди прочего действующее законодательство возлагает на адвокатов также обязанность соответствовать высоким этическим стандартам поведения.

Статьей 4 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее – Закон об адвокатуре) установлено, что адвокатская деятельность осуществляется на принципах верховенства права, законности, независимости, конфиденциальности и избежания конфликта интересов.

Очень часто обществом адвокаты воспринимаются как некие посредники между их клиентами и судом и/или правоохранительными органами, однако такая функция посредничества не присуща адвокатуре. В средствах массовой информации и других источниках можно найти объявления о представительстве в судебных процессах или уголовных производствах со 100-процентной гарантией результата. Очевидно, это свидетельствует или о коррупции, или об обмане клиентов. С другой стороны, нередко потенциальный клиент, обращаясь к адвокату, прямо просит о достижении результата со 100-процентной достоверностью, и только при наличии таких гарантий он готов заключить договор.

DOSSIER →  Уволенный руководитель "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий получит 17 млн ​​грн: экономист рассказал, как устроен "золотой парашют" для чиновников

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 28 Закона об адвокатуре адвокату запрещается заключать договор о предоставлении правовой помощи и он обязан отказаться от выполнения договора, заключенного адвокатом, адвокатским бюро или адвокатским объединением, в частности, если результат, достижения которого желает клиент, или средства его достижения, на которых он настаивает, являются противоправными, противоречат моральным принципам общества, присяге адвоката Украины или правилам адвокатской этики.

Соблюдение адвокатами (адвокатскими объединениями и адвокатскими бюро) требований законодательства, связанного с борьбой и предупреждением коррупции, является важной предпосылкой для эффективного развития института адвокатуры и выполнения ее социальной функции в демократическом обществе. Не менее важное значение это также имеет и в отношениях с клиентами, особенно иностранными.

С обновлением в 2014 году законодательства по предупреждению коррупции появились некоторые дополнительные требования к юридическим лицам и их руководителям относительно указанного вопроса. В частности, согласно ст. 61 Закона Украины «О предупреждении коррупции» юридические лица обязаны обеспечить разработку и принятие мер, необходимых и обоснованных для предупреждения и противодействия коррупции в деятельности юридического лица. Вместе с тем руководитель юридического лица обеспечивает проведение регулярной оценки коррупционных рисков в его деятельности.

Отдельное внимание также следует уделить требованию о наличии у юридического лица антикоррупционной программы в определенных законом случаях. Для примера можем рассмотреть адвокатское объединение как одну из организационно-правовых форм осуществления адвокатской деятельности.

Статья 63 Закона Украины «О предупреждении коррупции» устанавливает, что в обязательном порядке антикоррупционная программа утверждается руководителями государственных, коммунальных предприятий, хозяйственных обществ (в которых государственная или коммунальная доля превышает 50 %), где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период составляет более 70 млн грн. А согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 данного Закона наличие антикоррупционной программы обязательно также для юридических лиц, являющихся участниками предварительной квалификации, участниками процедуры закупки в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» (утратил силу; на смену ему пришел Закон Украины «О публичных закупках»), если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг), работ равна или превышает 20 млн грн.

DOSSIER →  «Схемы» рассказали о тайных дубайских активах украинской чиновницы

Итак, в случаях, когда, например, адвокатское объединение принимает участие в процессе закупок юридических услуг соответствующей стоимости, наличие антикоррупционной программы является обязательным. Стоит отметить, что сам только факт наличия антикоррупционной программы не свидетельствует о том, что соответствующие мероприятия по ее реализации проводятся в адвокатском объединении.

Общие рекомендации по содержанию антикоррупционной программы установлены ст. 63 Закона Украины «О предупреждении коррупции». Лицом, ответственным за предупреждение коррупции, является уполномоченный, который наделен соответствующими правами и обязанностями, контролирует выполнение программы и отчитывается перед учредителями о результатах своей деятельности (далее – Уполномоченный).

Качественная антикоррупционная программа – та, которая разработана с учетом положений как украинского, так и международного законодательства по предупреждению и борьбе с коррупцией.

Например, из международного законодательства целесообразно выделить:

1. Закон США о коррупции за рубежом (U.S. Foreign Corrupt Practices Act (the FCPA);

2. Руководство по применению Закона США о коррупции за рубежом (а Resource Guide to the Foreign Corrupt Practices Act (the FCPA Guide) and the 2015 Yates Memo);

3. Закон Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о взяточничестве (UK Bribery Act (the UKBA).

Кстати, именно на основании Закона США о коррупции за рубежом были наложены довольно большие штрафы на крупные иностранные корпорации за коррупционные действия как в Украине, так и в странах СНГ. В некоторых случаях сумма штрафа достигала более 500 млн долл. США. Из этого можно сделать вывод, что коррупционные действия (в том числе и со стороны адвокатского объединения) потенциально могут стать основанием для начала расследования и наложения штрафных санкций на клиента.

Важное значение также имеет и фактическая реализация положений антикоррупционной программы. Среди таких мероприятий для адвокатских объединений можно, например, выделить:

DOSSIER →  В Украине вскрыли земельную схему на 54 млн грн: подозревают чиновника из Госгеокадастра

1) назначение Уполномоченного;

2) проведение обучающих мероприятий по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

3) разработка типовых положений и внесение их в соответствующие договоры и другие внутренние документы;

4) разработка механизма сообщения о нарушении антикоррупционной программы и процедуры рассмотрения таких сообщений;

5) надзор и контроль за соблюдением требований антикоррупционной программы;

6) прочие меры.

И это только минимальный перечень мер, которые фактически должны быть реализованы в деятельности адвокатского объединения.

Как видно, значение активной деятельности адвокатов в борьбе с коррупцией тяжело переоценить. Sayenko Kharenko также принимает все возможные меры, направленные на предупреждение и борьбу с этим низким явлением. У нас действует соответствующая все время обновляемая антикоррупционная программа и назначен Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции, который на постоянной основе контролирует ее выполнение.

Мы надеемся, что такая инициатива найдет свою поддержку и со стороны наших коллег на юридическом рынке.