Топ-50 в 2017 году и топ-20 — в 2018. Это планы Кабинета министров по месту Украины в рейтинге Всемирного Банка Doing Business. В этом году мы заняли 80 строчку, за год прибавив одну позицию. Еще несколько лет назад Украина находилась в районе 150 места, а власти ставили менее амбициозные задачи, надеясь попасть хотя бы в сотню лучших.
Это было в 2013-м. Что изменилось с тех пор, раз сейчас правительство на полном серьезе говорит о первой двадцатке — вопрос не самый очевидный. Способна ли Украина сделать скачок на 30 (минимум) позиций в списке и действительно ли бизнесу стало легче работать или Doing Business нужен больше политикам, а не предпринимателям? И в каких изменениях нуждаются представители украинского финансового сектора?
«Минфин» задал эти вопросы украинским банкирам и финансистам.
Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банка
Слабый результат Украины в рейтинге Doing Business — это вполне достоверное отражение слабых достижений Украины в повышении собственной инвестиционной привлекательности. В первом полугодии 2016 года в страну зашло 2 миллиарда иностранных инвестиций, причем свыше 80% этой суммы — это докапитализация банковской системы после кризиса.
Структура украинской экономики такова, что единственным осязаемым шансом на устойчивый ускоренный экономический рост является привлечение крупных объемов иностранных инвестиций. Но, если говорить о банковской сфере, то для повышения инвестиционной привлекательности нужно сделать очень много. Речь о повышении уровня защиты прав кредиторов в Украине, включая более эффективные механизмы взыскания с должников и совершенствование законодательства о банкротстве.
Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари
Рейтинг Doing Business оценивает страны по ряду формальных критериев. Украине удалось подняться на три ступеньки рейтинга благодаря улучшению показателей «регистрация предприятия», «подключение к электросетям» и «налогообложение». При этом показатели «решение проблем с неплатежеспособностью», «международная торговля», «регистрация собственности» и «доступ к получению кредитов» за год ухудшились.
Сам рейтинг имеет весьма спорный характер — некоторые страны научились его «хакать», проводя изменения, которые могут повлиять на позицию страны в рейтинге. Реальные нужды предпринимателей, если решение этих проблем не поможет продвижению в рейтинге, нередко игнорируются. То есть вместо задачи реального улучшения инвестиционного климата, ставится задача улучшить рейтинг. Особенно в этом преуспела Беларусь, которая переместилась с 50 на 37 место. Однако, по субъективным ощущениям, нельзя утверждать, что условия ведения бизнеса в Беларуси сильно лучше, чем в Украине. Скорее наоборот.
Андрей Приходько, старший аналитик UniCredit Bank
Методология составления рейтинга далеко не идеальна, недаром ее достаточно часто меняют, что сделали и в этом году. Так, учитывая высокий уровень ставок и отсутствие долгосрочного финансирования, несколько странно, например, выглядит результат Украины по показателю «Доступность кредита». В данном случае авторы рейтинга оценивают только процедуру, связанную с получением кредита.
Но даже несмотря на недостатки в методологии, важно понимать, что другого подобного инструмента для оценки легкости ведения бизнеса нет. Результаты в этом рейтинге в том числе влияют на желание инвесторов вкладывать в нашу страну. В этой ситуации создать привлекательный деловой и инвестиционный климат — это единственный выход для нашей страны, если мы хотим роста инвестиций и ускоренного развития экономики.
Илья Сойкис, партнер юридической компании SDM Partners
В последние годы украинская власть рассматривает результаты рейтинга как показатель своей эффективности в проведении реформ. Но правительство слишком увлекается затачиванием инициатив с реформами под методологию рейтинга Doing Business, а не под сами реформы. Бизнес до сих пор продолжает испытывать сложности с судебной системой, правоохранительные органы корумпированы, налоговой реформы как не было так и нет.
Большинство реформ — это административный или технические изменения (например, введение системы по оплачиванию судебного сбора онлайн). Налоговые реформы (например, снижение размера ЕСВ) почти не привели к реальным улучшением для бизнеса. Те предприятия, которые платили легальную зарплату, продолжают ее платить, а остальные — остаются в тени, где сейчас находится 40-50% экономики.
От реформ, связанных с «упрощением процедур регистрации» и открытием реестров, бизнес стал «захлебываться» от рейдерства и беспорядка с информацией в реестрах, незаконных действий регистраторов и нотариусов, которые увлеклись переписыванием активов на рейдеров.
Еще пример — готовящиеся законодательные изменения по отмене обязательного использования печатей. Это далеко не первоочередная проблема для бизнеса. Проделанные улучшения в защите прав миноритарных акционеров или в легкости регистрации бизнеса имеют значение только, когда экономика активно работает и растёт, когда в страну приходят инвестиции.
Константин Фастовец, глава аналитического отдела Адамант Капитал
Тот факт, что Украина за год поднялась в Doing Business на одну позицию, ничего существенного не значит для финансистов. Рейтинг в основном отображает условия для работы реального сектора – чем легче ему запустить и вести свою основную деятельность в стране, тем выше ее место. В целом, банкиры заинтересованы в улучшении условий для бизнеса, но только если они достаточно существенны, чтобы повлиять на количество качественных заемщиков, поскольку основная функция финансовых посредников в перераспределении ресурса с одной точки экономики в другую.
Вопрос в инвестициях. Когда они начнут заходить в страну, финансовым брокерам будет с чем работать. Но пока у нас практически нет для этого нормальных условий. Это и ситуация с защитой прав миноритарных акционеров и кредиторов, законодательство о банкротстве. Банк в Украине не может инициировать банкротство своего должника, потому что он понимает, что возможностей для вывода залогового имущества слишком много. Поэтому менять нужно очень много всего, причем изменения должны быть видны на практике, а не только в виде номинальных законопроектов.
Источник: Минфин