На Западе прозвучали тревожные звоночки по борьбе с коррупцией в Украине
В США недовольны результатами проведенных в Украине реформ. Об этом свидетельствуют высказывания политиков и публикации в СМИ. Поэтому следует ожидать «юридической пожарной команды», которая определит «препятствия на пути реформ». С чем же связано такое недоверие к украинским властям?
Отчетность к последнему центу
Бывший командующий войсками США в Европе, генерал в отставке Бен Годжес 15.02.2023 дал пространное интервью журналу Tablet , в котором отметил сразу несколько важных вещей. Среди прочего, военный, давний и последовательный сторонник предоставления Украине всей необходимой нам помощи, отметил следующее.
«Обязанностью Конгресса является осуществление надзора от имени американских налогоплательщиков. Поэтому будет продолжаться комплексный надзор за всем, что мы предоставляли Украине, начиная с 2014-го или 2015-го, будь то очки ночного видения или медицинские аптечки», — сказал он.
Но почему вдруг генерал заговорил о таких «мелочах», как медицинские аптечки?
В вопросе, который спровоцировал такой ответ, речь шла о факторах, которые должны укрепить двухпартийную (т.е. происходящую и от Демократической, и от Республиканской партии
США) поддержку Украины. Интересно, что прямо такие факторы Годжес никак не охарактеризовал, но, судя по контексту, намекнул на то, что главным фактором является доверие. Доверие к украинскому государству и его способности тратить все предоставленные ему средства и ресурсы по назначению, не допуская нецелевое использование или оседания в карманах или частных складах.
А теперь оставим генерала Годжеса и послушаем, что на этот счет говорит Виктория Нуланд. Это немного более древняя цитата, которая, впрочем, не потеряла актуальности. Но сначала напомним, что госпожа Нуланд в настоящее время занимает должность заместителя госсекретаря США по политическим вопросам.
Выступая именно в таком статусе 26 января на слушаниях в Сенатском комитете по международным отношениям, Нуланд отметила следующее. «Администрация Джо Байдена по-прежнему сосредоточена на том, чтобы не допустить нецелевого использования помощи или оружия. Мы сотрудничаем с Всемирным банком, Deloitte и группой правительственных аудиторов США, которые находятся в Киеве», – сообщила она сенаторам.
Для непосвященных объясню, что Deloitte – это международная сеть компаний, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, со штаб-квартирой в Лондоне. Участие Deloitte в аудите американской помощи Украине должно засвидетельствовать объективность проверки — это и есть главное требование республиканцев.
Программа аудита, которую будут проводить Соединенные Штаты, рассчитана на три года. Это будет не разовая проверка, а постоянно действующий мониторинг. Можно ли сказать, что такой шаг есть ответ на какие-то факты хищения в Украине западной помощи? Нет, ведь такие факты пока не установлены.
Просто в результате выборов в Конгресс, которые
прошли в США 8 ноября 2022 г., состоялся переход Палаты представителей под контроль республиканцев. А еще до выборов республиканцы заявляли о своем намерении начать серию расследований, в том числе и по эффективности американской помощи Украине.
Преодолеть «сопротивление судебной реформе»
Но это то, что касается поступления материальных ресурсов от союзников. Есть и несколько иной аспект, на котором я хочу акцентировать. Процитировав Годжеса и Нуланд, нельзя не упомянуть недавнюю публикацию в Washington Post , посвященную «вечнозеленой» украинской теме коррупции.
«В своем последнем Индексе восприятия коррупции за 2022 год Transparency International поставила Украину на 116 место среди 180 стран — это улучшение по сравнению с предыдущим годом, но все равно это второе худшее место в Восточной Европе после России. «На Капитолийском холме, где некоторые республиканцы в Конгрессе пригрозили обжаловать помощь Украине, Киеву следует ожидать, что законодатели будут требовать отчетности за поступающие из Вашингтона средства», — говорится в статье.
И снова — уже в третий раз — звучит рефрен о том, что Украине придется отчитываться за каждую полученную копейку (или пак цент), потому что существуют определенные сомнения в том, что эти центы и эти доллары тратятся прозрачно и исключительно по назначению.
Однако, это еще не все. «Киев столкнется с продолжительной программой реформ, прежде чем он сможет присоединиться к ЕС. Украина достигла некоторых улучшений с точки зрения прозрачности, особенно в отслеживании и учете иностранной экономической и военной помощи. Однако в основном ей не удалось создать систему, гарантирующую верховенство права.
ключевым недостатком в преодолении советского наследия. Центральное место в этой проблеме занимает продолжающееся сопротивление судебной реформе среди украинских судей», — считает редакция Washington Post .
Постойте, правильно ли мы понимаем, что Washington Post предлагает Украине в очередной раз начинать какие-то реформы? У нас ведь их было уже достаточно. Один политический лидер даже риторически спрашивал своего оппонента — каких реформ тебе не хватает еще?
А действительно — каких?
Washington Post , как видно из приведенной цитаты, пишет о судебной реформе. А дальше отмечает то, что должно быть набрано капслоком.
«К сожалению, некоторые реформы сами по себе нуждаются в реформах. Судебная система остается беспорядочной. Мероприятие, которое настаивало на независимости судебной системы, не предполагало, что такая независимость приведет к появлению сегментов судебной системы, которые будут счастливо чувствовать себя независимыми в том смысле, что они будут полностью неподотчетны».
Вот где ключевое слово – неподотчетность. В Украине действительно создано немало новых институтов, которые путают институционный суверенитет со вседозволенностью. В эту концепцию вседозволенности встроена вся антикоррупционная «инфраструктура» — НАБУ, НАПК и АРМА, при этом НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро) упоминает и Washington Post , но, правда, в нейтральном ключе.
«Усилия по проведению правовой реформы с момента обретения независимости увенчались некоторыми локальными успехами. Прокуратура претерпела частичную реформу и уже не является монстром, которым она была в ранний постсоветский период. Новые законы изменили полномочия полиции, а некоторые новые институты,
ключевым недостатком в преодолении советского наследия. Центральное место в этой проблеме занимает продолжающееся сопротивление судебной реформе среди украинских судей», — считает редакция Washington Post .
Постойте, правильно ли мы понимаем, что Washington Post предлагает Украине в очередной раз начинать какие-то реформы? У нас ведь их было уже достаточно. Один политический лидер даже риторически спрашивал своего оппонента — каких реформ тебе не хватает еще?
А действительно — каких?
Washington Post , как видно из приведенной цитаты, пишет о судебной реформе. А дальше отмечает то, что должно быть набрано капслоком.
«К сожалению, некоторые реформы сами по себе нуждаются в реформах. Судебная система остается беспорядочной. Мероприятие, которое настаивало на независимости судебной системы, не предполагало, что такая независимость приведет к появлению сегментов судебной системы, которые будут счастливо чувствовать себя независимыми в том смысле, что они будут полностью неподотчетны».
Вот где ключевое слово – неподотчетность. В Украине действительно создано немало новых институтов, которые путают институционный суверенитет со вседозволенностью. В эту концепцию вседозволенности встроена вся антикоррупционная «инфраструктура» — НАБУ, НАПК и АРМА, при этом НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро) упоминает и Washington Post , но, правда, в нейтральном ключе.
«Усилия по проведению правовой реформы с момента обретения независимости увенчались некоторыми локальными успехами. Прокуратура претерпела частичную реформу и уже не является монстром, которым она была в ранний постсоветский период. Новые законы изменили полномочия полиции, а некоторые новые институты, такие как НАБУ, были созданы при поддержке Запада», — отмечают авторы статьи.
Все верно: НАБУ (и не только) было создано при поддержке Запада, однако сейчас этот Запад хочет все проверить и отмониторить. Поэтому в публикации Washington Post и говорится о какой-то «юридической пожарной команде», которая «состоит из 10—15 украинских юристов» и будет иметь ряд подчиненных ей органов, причем вся эта надстройка будет также профинансирована Западом.
Однако зачем все это нужно? И как легитимна будет работа данной «пожарной команды»? Собственно, она будет совсем нелегитимной, ведь законами Украины подобный институт не предусмотрен. Но, правда, и функционал ее будет скромным: она всего-навсего «поможет определить основные препятствия на пути реформ».
Что действительно стоит на пути реформ
Но возможно здесь стоит сэкономить коллективному Западу его деньги и время и объяснить, что стоит на пути реформ и почему, в частности, какие вопросы есть в наших антикоррупционных органах.
Итак, начнем с НАБУ, поскольку Антикорбюро удостоилось особой чести быть упомянутым на страницах Washington Post . Предполагалось, что все три антикоррупционных органа – НАБУ, НАПК и АРМА – будут полностью автономными и подотчетными только комиссиям внешнего контроля.
Например, в положениях закона о НАБУ говорится, что «ежегодно проводится внешняя независимая оценка (аудит) эффективности деятельности Национального бюро.
Оценку проводит Комиссия по проведению внешней независимой оценки (аудита) эффективности деятельности Национального бюро в составе трех назначаемых лиц
Кабинетом Министров Украины на основании предложений международных и иностранных организаций, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями в течение последних трех лет до проведения оценки оказывали Украине международную техническую помощь в сфере предотвращения и противодействия коррупции».
Однако дело в том, что аудит НАБУ так и не был проведен. Вообще, ни разу. И это — почти за 8 лет существования данной «конторы». Поскольку негативные результаты аудита должны побуждать к отставке директора НАБУ, меня не удивляет, что проверка так и не была проведена. Не удивительно и то, что после решения Конституционного Суда о признании неконституционными отдельных положений закона о НАБУ документ претерпел довольно хитрые изменения: согласно им, любой аудит проходит через год после того, как назначат нового директора.
Директор же НАБУ не назначен и по сей день. «Через неделю у нас уже будет руководитель НАБУ», — говорил Президент Владимир Зеленский 27 января 2023 года. За три дня до этого Премьер-министр Денис Шмигаль также выразил надежду, что конкурс завершится как можно скорее, и три финалиста отбора на должность директора главного антикоррупционного ведомства будут избраны до 31 января. Но нет — не так получилось, как думалось — и сейчас по самым оптимистичным сценариям датой избрания главы НАБУ может быть разве что конец февраля.
Как бы там ни было, а пока выберут нового директора и пока пройдет год с его избрания, старый директор, то есть Артем Сытник, может чувствовать себя амнистированным: о претензиях к нему и о попадании его самого в коррупционный скандал на тот момент все забудут.
Правда, в 2019 году Счетная палата проводила аудит использования бюджетных.
средств НАБУ, который тогдашний глава Палаты Валерий Пацкан в эфире «Украинского радио» назвал «тайным». Аудит действительно был тайным, то есть засекреченным, но мне как народному депутату посчастливилось видеть его выводы, и выводы эти были однозначными: деятельность НАБУ неэффективна. Это как минимум.
В 2022 году Счетная палата попыталась повторить аудит, но дело закончилось тем, что Пацкан сам получил подозрение от того же НАБУ. «В НАБУ решили не ждать, пока мы придем к ним, и пришли в гости первыми», — прокомментировал В. Пацкан , пишу заявление об отставке.
История эта сама по себе довольно дикая, но похоже, что она никого не удивляет. Как ни удивляет и то, что так же никто и никогда не проводил проверку эффективности АРМА. Хотя сделать это давно на времени: Национальное агентство Украины по розыску активов имеет тот же «год рождения», что и НАБУ — 2015-й, а следовательно было бы неплохо проверить, что полезного сделала АРМА за этот период. Кроме, конечно, регулярного попадания в коррупционные скандалы.
Из всех антикоррупционных органов только в отношении НАПК решением Кабмина была создана комиссия внешнего контроля, которая собралась на заседание несколько раз и до сих пор не представила никаких результатов аудита — и это больше чем через год после своего создания.
Таким образом, совершенно очевидно, что комиссия внешнего контроля является вообще неэффективным и нерабочим инструментом контроля за деятельностью антикоррупционных органов.
И это не единственный вопрос или недостаток антикоррупционного законодательства.
Отсутствие на законодательном уровне требования к юридическому образованию к детективам НАБУ,
дискреционные полномочия директора НАБУ по началу дисциплинарного производства по отношению к работникам этой структуры, осуществление досудебного расследования по работникам НАБУ по коррупционным правонарушениям отделом внутреннего контроля Бюро, нередкие случаи разглашения сведений досудебных расследований — все это не добавляет доверия к деятельности этого органа.
Так же, несмотря на то, что НАПК, еще в июле 2020 года объявило о запуске процедуры мониторинга образа жизни декларантов, никакого нормативного и примененного порядка его осуществления до сих пор нет, несмотря на то, что это четко предусмотрено законом и фактически речь идет о вмешательстве в частную жизнь. человека.
Поэтому частично можно согласиться с редакцией Washington Post. Нам действительно не удалось создать систему, которая будет гарантировать верховенство права, являющегося ключевым недостатком в преодолении советского наследия. Но центральное место в этой проблеме занимает, как видим, отнюдь не сопротивление судебной реформе.
АНТОНИНА СЛАВИЦКАЯ,
народный депутат Украины
zib.com.ua