Реформа УПК: топ новелл законопроекта

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Достаточные основания для внесения в ЕРДР, рецензирование судьями обвинительных актов прокуроров и новые полномочия вышестоящего прокурора: какие изменения готовят в УПК

Изменить подследственность НАБУ, ограничить возможности для внесения в Единый реестр досудебных расследований всего подряд, предусмотреть для судей необходимость указывать прокурорам на недостатки в обвинительном акте, предоставлять статус подозреваемого после смерти, расширить полномочия прокуроров вышестоящего уровня – это далеко не полный список новелл свежего законопроекта о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины в части обеспечения реализации функций прокуратуры №3009а.

Как отмечают авторы законопроекта, среди которых глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский, члены этого Комитета Сергей Ионушас, Владлен Неклюдов и другие, их законопроект направлен, наконец, на реализацию изменений в Конституцию, которые 2 июня 2016 года Верховная  Рада внесла в части правосудия.

И хотя с момента внесения преобразований в Конституцию прошло уже почти 4 года, авторы отмечают, что «без принятия соответствующих изменений деятельность прокуратуры по реализации функций, содержание которых не определено, будет граничить с нарушением предписаний ч. 2 ст. 19 Конституции».

Разграничение понятий

Дается определение понятиям «публичное обвинение», «организация досудебного расследования», «процессуальное руководство досудебным расследованием» и способы реализации соответствующих функций (изменения в ст. 1, 36, 37 УПК).

Теперь эти функции будут четко разграничены. Под организацией досудебного расследования понимается процессуальная деятельность прокурора, связанная с выполнением им как руководителем органа прокуратуры и прокурором высшего уровня предусмотренных УПК полномочий, а под процессуальным руководством досудебным расследованием – процессуальная деятельность прокурора, связанная с исполнением им полномочий процессуального руководителя, предусмотренных УПК, в конкретном уголовном производстве, направленная на обеспечение эффективного досудебного расследования.

В ЕРДР не будут вносить все подряд

В УПК предлагается установить определение понятия «заявление, сообщение об уголовном правонарушении». Так, согласно с проектом, «заява, повідомлення про кримінальне правопорушення – усне чи письмове звернення фізичних або юридичних осіб, службових (посадових) осіб органів державної влади і місцевого самоврядування, підприємств, установ, організацій, що містить достатні дані про обставини, які можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення».

То есть уже на стадии принятия заявления правоохранителям, теоретически, необходимо будет установить, есть ли в нем «достаточные сведения» об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении.

Таким образом, законопроект косвенно ограничивает возможность регистрации всех заявлений об уголовных правонарушениях в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Предлагается внедрить дополнительное условие – о том, что такое заявление должно содержать «достаточные данные об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения».

Соответственно, в проекте предусмотрено, что следователь, дознаватель, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении, содержащих достаточные данные об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в ЕРДР, начать расследование и через 24 часа с момента внесения таких сведений предоставить заявителю выписку из Реестра.

Новые компетенции прокурора

Статья 36 УПК «Прокурор» фактически излагается в новой редакции.

Так, в часть первую добавляется абзац о том, что «Прокурор здійснює організацію, процесуальне керівництво досудовим розслідуванням, вирішення відповідно до закону інших питань під час кримінального провадження, нагляд за негласними та іншими слідчими і розшуковими діями органів правопорядку, підтримання публічного обвинувачення відповідно до цього Кодексу».

Также дополняются права прокурора при осуществлении процессуального руководства досудебным расследованием. По сравнению с действующими нормами статьи 36 изменения следующие.

Прокурор официально получит прямой бесплатный доступ к автоматизированным информационным системам и справочным системам, реестрам и пр.;

сможет поручать проведение процессуальных действий, связанных с применением мер обеспечения уголовного производства, соответствующим оперативным подразделениям;

в случае нерешения вопроса об отстранении руководителем органа досудебного расследования, по мотивированному постановлению, согласованному с прокурором высшего уровня, сможет отстранять следователя от осуществления досудебного расследования уголовного производства;

инициировать перед руководителем органа досудебного расследования вопрос о привлечении следователя к дисциплинарной ответственности.

Также прокурор сможет осуществлять иные полномочия в ходе уголовного производства, предусмотренные УПК и законами Украины.

В случае осуществления полномочий в составе группы прокуроров перед совершением процессуальных действий и принятием процессуальных решений прокурор письменно согласовывает их со старшим группы прокуроров, решение которого является окончательным.

Прокурор, осуществляя решение согласно закону других вопросов в ходе уголовного производства, на стадии исполнения судебных решений, уполномочен:

1) вносить ходатайства для решения вопросов, связанных с исполнением приговора;

2) принимать участие в судебном заседании по решению вопросов, связанных с исполнением приговора;

Читайте также на DOSSIER:  Медицинская реформа в Украине: Зеленский принял неожиданное решение об идеях Супрун

3) обжаловать решения суда по вопросам, связанным с исполнением приговора;

4) принимать участие в судебном заседании по решению вопросов о продлении, изменении или прекращении применения принудительных мер медицинского характера;

5) принимать участие в судебном заседании по решению вопросов о применении к осужденным акта амнистии;

6) принимать участие в судебном производстве по пересмотру судебных решений вышеупомянутых категорий;

7) осуществлять реализацию других полномочий, определенных законодательством в ходе уголовного производства, на стадии исполнения судебных решений.

Особенности работы прокурора в суде

Согласно с изменениями в ч. 3 ст. 36 УПК участие прокурора в суде является обязательным, кроме случаев письменного производства. В судебном производстве прокурор уполномочен:

1) поддерживать публичное обвинение в суде, отказываться от поддержания публичного обвинения, менять его или выдвигать дополнительное обвинение в порядке, установленном УПК;

2) обжаловать судебные решения в порядке, установленном УПК.

В судебном производстве по пересмотру судебных решений в апелляционном порядке участвуют прокуроры соответствующих региональных прокуратур.

В судебном производстве по пересмотру судебных решений в кассационном порядке Верховным Судом участвуют прокуроры Офиса Генерального прокурора.

Участие в пересмотре судебных решений в апелляционном или кассационном порядке может принимать прокурор, который внес соответствующую апелляционную или кассационную жалобу.

Полномочия прокуроров высшего уровня

Генеральный прокурор, руководитель региональной прокуратуры, их заместители своим мотивированным постановлением вправе поручить осуществление досудебного расследования любого уголовного правонарушения другому органу досудебного расследования, в том числе следственному подразделению высшего уровня в пределах одного органа, не только в случае неэффективного досудебного расследования, но и в целях «обеспечения полного и беспристрастного расследования».

Также статья 36 УПК дополняется новыми нормами о том, что руководитель органа прокуратуры, прокурор высшего уровня уполномочен:

1) требовать для проверки уголовные производства, документы, материалы и иные сведения о совершенных уголовных правонарушениях, ходе досудебного расследования, установления лиц, совершивших уголовные правонарушения;

2) отбирать пояснения от граждан, должностных лиц госорганов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по вопросам полученных заявлений и сообщений выявленных фактов нарушений закона, участников уголовного судопроизводства;

3) проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся уголовных правонарушениях;

4) поручать органу досудебного расследования выполнение запроса (поручения) компетентного органа иностранного государства о международной правовой помощи или осуществлении уголовного производства, проверять полноту и законность проведения процессуальных действий, а также полноту, всесторонность и объективность расследования в проникнутом уголовном производстве;

5) поручать органам досудебного расследования проведение розыска и задержания лиц, совершивших уголовное правонарушение за пределами Украины, выполнение отдельных процессуальных действий с целью выдачи лица (экстрадиции) по запросу компетентного органа иностранного государства;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

При этом из статьи 36 исключаются положения о том, что обычный прокурор может поручать органу досудебного расследования выполнения запроса (поручения) компетентного органа иностранного государства о международной правовой помощи или осуществлении уголовного производства, проверять полноту и законность проведения процессуальных действий, а также полноту, всесторонность и объективность расследования в проникнутом уголовном производстве; поручать органам досудебного расследования проведение розыска и задержания лиц, совершивших уголовное правонарушение за пределами Украины, выполнение отдельных процессуальных действий с целью выдачи лица (экстрадиции) по запросу компетентного органа иностранного государства.

Кроме того, согласно с изменениями в ст. 282 УПК «Восстановление досудебного расследования» предлагается, чтобы остановленное досудебное расследование возобновлялось также и постановлением руководителя прокуратуры высшего уровня, его первого заместителя и заместителя.

В статье 37 уточняются полномочия старшего группы прокуроров:

«Старший групи прокурорів:

1) керує діями прокурорів, що входять до складу групи, старшим якої його призначено, узгоджує їх процесуальні позиції;

2) забезпечує загальне планування, розподіл обов’язків та навантаження між членами групи, доступ членів групи до накопиченої інформації, організацію обміну потрібною інформацією, контроль за своєчасністю та повнотою проведення процесуальних і слідчих дій, враховує мотивовані позиції прокурорів групи щодо додержання вимог законодавства, виконання завдань кримінального провадження, реагує на факти порушень вимог кримінального процесуального законодавства;

3) погоджує розроблені старшим групи слідчих плани досудового розслідування, корегує зміни до них;

4) організовує участь прокурорів групи в усіх судових засіданнях;

5) особисто бере участь у судових засіданнях;

6) укладає угоди про визнання винуватості або уповноважує прокурорів групи відповідно до розподілу обов’язків на їх укладення, приймає рішення про закінчення досудового розслідування та підписує (затверджує) відповідні процесуальні документи, підписує процесуальні документи щодо зміни обвинувачення, висунення нового обвинувачення, відмови від підтримання публічного обвинувачення та початку провадження щодо юридичної особи під час судового розгляду».

А в статье 39 уточняется компетенция руководителя органа досудебного расследования.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине только трижды пытались развалить картели по программе «Leniency»

«Керівник органу досудового розслідування уповноважений:

1-1) передавати кримінальне провадження від одного слідчого іншому в разі неефективного досудового розслідування та за інших підстав, які впливають на забезпечення швидкого, повного та неупередженого розслідування (хвороба, відпустка, звільнення, незаконний вплив підозрюваного тощо);

2-1) призначати іншого слідчого за умови відсторонення слідчого прокурором або з власної ініціативи;

3) ознайомлюватися з матеріалами досудового розслідування, давати слідчому письмові вказівки, які є обов’язковими для виконання та які не можуть суперечити рішенням та вказівкам прокурора.

Керівник органу досудового розслідування зобов’язаний виконувати доручення, вказівки та постанови прокурора, які даються у письмовій формі. Невиконання керівником органу досудового розслідування законних вказівок, доручень та постанов прокурора, наданих відповідно до цього Кодексу, тягне за собою передбачену законом відповідальність».

Статус подозреваемого смогут присвоить после смерти

Законопроектом вносятся изменения в ст. 42 УПК «Подозреваемый, обвиняемый», которыми причислять к числу подозреваемых смогут также и лиц, в отношении которых составлено уведомление о подозрении в совершении правонарушения, однако не вручено в связи со смертью:

«Стаття 42. Підозрюваний, обвинувачений

  1. Підозрюваним є особа, якій у порядку, передбаченому статтями 276-279 цього Кодексу, повідомлено про підозру, особа, яка затримана за підозрою у вчиненні кримінального правопорушення, або особа, щодо якої складено повідомлення про підозру, однак його не вручено їй внаслідок невстановлення місцезнаходження особи, проте вжито заходів для вручення у спосіб, передбачений цим Кодексом для вручення повідомлень, особа, щодо якої складено повідомлення про підозру у вчиненні кримінального правопорушення, однак не вручено у зв’язку з її смертю».

При этом сообщение о подозрении умершему лицу вручается одному лицу из числа его близких родственников или членов семьи, круг которых определен УПК.

Одновременно с вручением уведомления о подозрении следователь (прокурор) письменно информирует всех близких родственников и членов семьи умершего, установленных в ходе досудебного расследования с разъяснением права и срока подачи заявления о несогласии с закрытием уголовного производства по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 284 УПК. Копия уведомления о подозрении предоставляется близкому родственнику или члену семьи умершего по их заявлению. Срок подачи заявления о несогласии с закрытием уголовного производства не может превышать 30 дней со дня вручения уведомления о подозрении.

Гражданский иск в уголовном процессе

По-новому излагается статья 128 УПК относительно гражданского иска в уголовном производстве.

Так, из статьи убираются нормы о порядке представительства интересов недееспособных, несовершеннолетних лиц и пр. и она будет представлена в таком виде:

«Стаття 128. Цивільний позов у кримінальному провадженні

  1. Цивільний позов в інтересах держави пред’являється прокурором.

Прокурор, який пред’являє цивільний позов у кримінальному провадженні, повинен обґрунтувати наявність підстав для здійснення представництва інтересів держави в суді, передбачених статтею 23 Закону України «Про прокуратуру».

Отмена ареста имущества

В статье 174 УПК предлагается прописать, что рассмотрение ходатайства об отмене ареста имущества осуществляется при обязательном участии прокурора.

Судебное решение о полной или частичной отмене ареста имущества может быть обжаловано в порядке, установленном УПК.

Новая мера пресечения

В УПК появится новая временная мера пресечения: сопровождение обвиняемого под стражей в соответствующий суд.

Также в статье 184 предлагается предусмотреть, что в случае, если по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции отменил судебные решения и назначил новое рассмотрение в суде первой или апелляционной инстанции, ходатайство вносится прокурором в суд первой или апелляционной инстанции, рассматривавший дело безотлагательно, но не позднее 24 часов с момента регистрации материалов уголовного производства в суде, в котором назначено рассмотрение.

После отмены приговора (определения) суда кассационной инстанции с назначением нового рассмотрения в суде первой или апелляционной инстанции ходатайство о применении меры пресечения рассматривается судом, в котором назначено новое рассмотрение, безотлагательно, но не позднее 48 часов с момента внесения ходатайства прокурором.

Перечень оснований для задержания без решения судьи собираются расширить

Планируются изменения в статью 208 УПК, которая регулирует вопрос задержания лица без решения судьи.

Перечень оснований предлагается дополнить пунктом 5, согласно которому уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, также если в связи с сообщением лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления или во время его осуществления возникнут обоснованные основания полагать, что указанное лицо будет пытаться в дальнейшем избежать уголовной ответственности путем сокрытия от органов предварительного расследования и суда.

Подследственность НАБУ

К подследственности НАБУ предлагается отнести должность руководителя окружной прокуратуры.

Вместе с тем, из подследственности изымут должность заместителя Генерального прокурора – руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине разрешили обновлять НДО сельхозземель

Также значительно повысится порог размера предмета уголовного правонарушения или ущерба для того, чтобы за дело взялось НАБУ.

Если сейчас этот предмет должен в пятьсот и более раз превышать размер прожиточного минимума, то в законопроекте предлагается, чтобы он вырос в 10 раз, до 5000 минимумов. То есть количество подследственных НАБУ дел по этому критерию может снизиться.

Закрытие уголовного производства

Изменениями в ст. 284 УПК предусмотрено исключение, что следователь, дознаватель, прокурор обязаны закрыть уголовное производство также в случае, когда срок досудебного расследования закончился и никому не было сообщено о подозрении, кроме уголовного производства в отношении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья лица.

Суд не сможет вернуть прокурору обвинительный акт, направленный повторно

Изменениями к статье 314 УПК предлагается обязать суд принять обвинительный акт от прокурора, если тот направил его повторно после устранения ошибок. Кроме того, суд обязан будет сразу указывать на конкретные недостатки обвинительного акта прокурору. То есть работы судьям явно прибавиться или же в Украине станет больше оправдательных приговоров.

Открывается путь к отменам процессуальных соглашений

Изменения в ст. 394 УПК «Особенности апелляционного обжалования отдельных судебных решений» предлагают предоставить прокурору возможность обжаловать в апелляционном порядке приговор суда первой инстанции на основании соглашения о примирении между потерпевшим или прокурором и подозреваемым, обвиняемым также по основаниям неправильного применения закона Украины об уголовной ответственности.

То есть прокурору тут открываются очень широкие возможности.

Полномочия Верховного Суда

Вносятся изменения в статьи УПК, касающиеся рассмотрения кассационной инстанцией.

Так, в случае отмены судебного решения (решений) и назначения нового рассмотрения в суде первой или апелляционной инстанции, кассационный суд уведомляет соответствующую прокуратуру, прокурор которой обращался с обвинительным актом в уголовном производстве в суд первой инстанции, и соответствующий суд для решения вопроса о подаче ходатайства об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого и выполнении подготовительных действий для рассмотрения такого ходатайства соответственно.

После отмены приговора или определения судом кассационной инстанции суд первой или апелляционной инстанции осуществляет судопроизводство в соответствии с общими требованиями, предусмотренными УПК, в другом составе суда. В таком случае суд первой или апелляционной инстанции при новом судебном разбирательстве избирает меру пресечения в отношении обвиняемого по правилам главы 18 настоящего Кодекса в течение 48 часов с момента поступления ходатайства прокурора.

Обвиняемый, к которому применена временная мера пресечения в виде сопровождения его под стражей в соответствующий суд, после назначения кассационной инстанцией нового судебного рассмотрения, подлежит освобождению из-под стражи, если прокурор не внес ходатайство об избрании меры пресечения в суд первой или апелляционной инстанции в срок, определенный частью пятой статьи 184 УПК, или если соответствующий суд не рассмотрел внесенное ходатайство прокурора в срок, предусмотренный частью второй статьи 186 УПК.

В случае если по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции отменил судебные решения и назначил новое рассмотрение в суде первой или апелляционной инстанции, в постановлении должен быть решен вопрос о применении временного пресечения в виде сопровождения обвиняемого под стражей в соответствующий суд с указанием соответствующих мотивов принятия такого решения.

Привести в соответствие с Конституцией

Как отмечают авторы, согласно новой статье 131-1 Конституции Украины прокуратура будет осуществлять:

1) поддержание публичного обвинения в суде;
2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, который определен законом.
Кроме того, согласно Переходным положениям Конституции Украины (в редакции Закона от 02.06.2016) прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами:
— функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, которым законом будут переданы соответствующие функции;
— функцию надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, – до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций;
— функцию представительства в соответствии с законом граждан в судах по делам, производство по которым было начато до вступления в силу изменений в Конституцию до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, которые не подлежат обжалованию.
В связи с этим в УПК и предлагаются соответствующие изменения, которые позволят имплементировать новации Конституции.