Верховная Рада приняла законопроект №0901 “О среднем образовании” во втором чтении
«За» проголосовали 327 депутатов, передает Украинская правда.
Министерство образования и науки объясняет изменения для учеников, учителей, родителей и образовательных управленцев.
Закон гарантирует зачисление детей в начальной школы без каких-либо конкурсов, при этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения.
Инклюзивность — то есть возможность детям с особыми образовательными потребностями обучаться в обычных школах по собственной образовательной траектории — также предусмотрена документом и гарантируется ученикам.
Дети на длительном стационарном лечении благодаря принятию этого документа наконец-то получат защищенное законом право получать образование в медучреждениях.
Построение индивидуальной образовательной траектории.
Этот механизм дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов строить свое обучение.
Это важно прежде всего для детей с особыми образовательными потребностями и учащихся, что дополнительно углубленно учатся вне школы хотят учиться дома.
Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школы.
Под это создавать индивидуальный учебный план, который будут писать вместе педагоги, родители и ученик, одобрять педсовет и будет утверждать директор.
Далее для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или ГНА.
Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (то есть 2 в год).
Дополнительные индивидуальные и/или групповые консультации для учащихся.
Закон впервые открывает возможность предоставления учащимся, которые в этом нуждаются, индивидуальных и/или групповых консультаций на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства.
Право на справедливое оценивание и требования к добропорядочности.
Закон впервые на законодательном уровне устанавливает право учащихся на справедливое, беспристрастное, объективное, независимое, недискриминационное и добродетельное оценивания результатов обучения, независимо от вида и формы получения ими образования.
В то же время документ детализирует и дополняет положения Закона Украины «Об образовании» и устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение академической честности.
Выбор предметов учащимися.
Закон вводит право учащихся выбирать курсы, учебные предметы (интегрированные курсы).
Три адаптационные циклы обучения — 1-2 классы, 5-6 классы и 10 класс.
Это также новация принятого закона, эти периоды — наиболее уязвимые для детей на протяжении школьной жизни. Отныне это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах.
Больше прав для ученического самоуправления.
Закон предусматривает:
- четкие полномочия ученического самоуправления;
- право руководителю ученического самоуправления на безотлагательный прием руководителем учреждения образования;
- право учащихся через своих представителей принимать участие в заседаниях педагогического совета по всем вопросам, касающихся организации и реализации образовательного процесса.
Реализация права каждого украинского ребенка на овладение государственным языком.
Закон предусматривает три модели изучения украинского языка в школах.
Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеют государства, которая этот язык защищала и развивала. Прежде всего речь идет о крымских татарах.
Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка.
Вторая модель — для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды обитания, использование этой модели может быть разное, но основы такие:
- материнским языком, наряду с изучением государственной, они будут учиться в начальный школе;
- в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки в не менее 40% предметов, которые изучаются на государственном языке;
- со старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в этих заведениях должно читаться на государственном языке.
Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины.
Она касается нацменьшинств, язык которых принадлежит к одной из украинской языковой семьи, а также проживающих преимущественно в среде собственной речи (русский язык). Там начальная школа также будет языком меньшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.