Внедрение мониторинга уровня выбросов «на трубе» перенесли на 5 лет после окончания военного положения, а для старых предприятий его вообще не будет.
В стране годами теряют здоровье из-за сверхурочных выбросов от заводов с устаревшим оборудованием, которые часто превышают и текущие украинские, и проектные нормы советских времен.
При этом загрязнители недоплачивают эконалоги в государственный бюджет, а органы контроля и общественность не имеют доступа к реальным данным по выбросам из конкретных труб, даже крупнейших промышленных объектов.
У этих проблем есть общий знаменатель – отсутствие так называемого «мониторинга на трубе», за который многие годы борется украинская экологическая общественность и общественная организация «SaveDnipro».
И вот, наконец, в этом вопросе мог произойти прорыв, ведь во исполнение изменений в ЗУ «Об охране атмосферного воздуха» было подготовлено Постановление КМУ, которое должно было регламентировать требования по установке и эксплуатации обязательных автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ. Однако украинские власти «слили» внедрение такого мониторинга.
В чем же заключается измена?
Согласно официальному заявлению руководителя Минокружения, это Постановление вроде бы является важным шагом на пути к евроинтеграции, уменьшению промышленного загрязнения и доступа граждан к экологической информации и цифровому взаимодействию. Однако дьявол кроется в деталях:
— обязательной будет только установка АСУ (мониторинговых систем) на новое оборудование . На действующее оборудование это требование не распространяется;
— обязанность устанавливать системы на вновь созданные источники выбросов появится через 5 лет после прекращения или отмены действия военного положения в Украине.
По сути, надежда на так называемый «мониторинг на трубе» , который годами адвокатирует общественное экологическое сообщество как один из основных инструментов наблюдения за выбросами, фактически уничтожена!
То есть на самом деле это фиаско самой идеи и индульгенция всем промышленным загрязнителям на бесконтрольное отравление украинцев.
Что такое решение Кабмина для граждан промышленно нагруженных регионов и вообще для Европы?
Старые советские промышленные объекты десятилетиями являются главными и крупнейшими генераторами выбросов тяжелых металлов, мелкодисперсной пыли и токсичных газов.
А у общин промышленных регионов никогда не было полноценных инструментов для сбора доказательств сверхурочных выбросов, поскольку непрерывный «мониторинг на трубе» не осуществлялся.
Поэтому вместе с принятым порядком официальную легализацию получили онкологические, респираторные, аллергические и другие острые и хронические заболевания!
Вместе с этим, фоновый государственный мониторинг качества воздуха во всех нагруженных городах, таких как Кривой Рог, Днепр, Мариуполь, Запорожье, Киев и другие, всегда демонстрировал критические превышения содержания газов и соединений, продуцируемых промышленностью – оксидов азота, соединений серы, пыли, фенола. , формальдегидов и т.д.
По состоянию на ноябрь 2022 года в Украине зарегистрировано 369 предприятий первой группы загрязнителей , каждый из которых имеет от нескольких до десятков источников выбросов в атмосферный воздух, которые с легкой руки КМУ никогда не будут обязаны устанавливать датчики мониторинга.
Это приводит к мнению, что такое решение продиктовано не евроинтеграцией и не целью уменьшения промышленного загрязнения, а банальной неспособностью противостоять жажде лоббистов промышленного комплекса к наживе.
Также Постановление не отвечает требованиям Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, поскольку интегрированное разрешение для внедрения и использования наилучших доступных технологий и методов (НДТМ) должны получать и существующие предприятия.
Поэтому аргумент о том, что только вновь созданные мощности будут соответствовать требованиям НДТМ нежизнеспособным и безосновательным.
Новые предприятия, которые будут строиться по новым нормативам и европейским требованиям НДТМ — будут на несколько порядков «чистее» существующих загрязнителей.
Поэтому, создавая законодательство для предприятий, которые появятся после войны, нет смысла закладывать отсрочку мониторинга.
Также непонятна отсрочка процесса установления систем мониторинга на 5 лет после прекращения военного положения, которое может продолжаться и после окончания военных действий еще не определенный срок.
Вместе с тем общественность не имела возможности отрицать эти нормы во время общественного обсуждения, нарушающего Орхусскую Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Такие формулировки просто отсутствовали в проекте, размещенном на сайте Минокружения 18 октября 2022 года.
В опубликованном проекте не было исключений для всех старых наличных промышленных мощностей , а также не было условия об отсрочке на 5 лет с момента отмены военного положения. По своей сути – это другой нормативно-правовой акт.
В настоящее время практика органов исполнительной власти не учитывает ограниченный доступ общественности к официальным источникам информации из-за постоянных проблем с работой сайтов и отсутствия стабильной связи, электроэнергии.
В частности, сайт Минокружения, являющийся инициатором проекта Постановления, имеет постоянные технические неисправности и в течение октября 2022 года, когда проходило общественное обсуждение, работал менее 43% времени. А значит, сроки общественного обсуждения – не соблюдены.
Ввиду нарушений, которые были совершены при принятии Кабмином этого Постановления, ОО «SaveDnipro» инициировало открытое коллективное письмо в Офис Президента, КМУ, Минюста, Минокружения, комитет по экополитике и природопользованию и Представительству ЕС в Украине с требованиями:
- Отменить решение Кабинета Министров Украины по утверждению этого Порядка.
- Провести повторное общественное обсуждение проекта постановления с учетом интересов жителей промышленно нагруженных регионов.
- Провести дополнительную/повторную экологическую и правовую экспертизу проекта нормативно-правового акта.
- Министерству юстиции Украины проводить государственной регистрации этого нормативно-правового акта.
В ответ на общественный резонанс по поводу скандального Постановления, Минокружение инициировало встречу заинтересованных сторон для обсуждения утвержденного Порядка.
На встрече присутствовали как представители общественных экологических организаций, так и представители органов власти и бизнеса.
В результате Минокружение готово нарабатывать приемлемые для всех сторон правки в Постановление КМУ №272. И этот процесс уже запущен. Однако вопрос, кто стал автором скандальных правок – остается, на встрече общественность не получила на это ответа.
В то же время, пока в Украине не появятся требования к непрерывному мониторингу (производственному контролю) на объектах промышленности, бизнес не начнет работу над его появлением, поиском оптимальных решений, обучение персонала и т.д.
Ведь, несмотря на активное проевропейское движение, украинский промышленный бизнес продолжает работать как usual: меньше платить, больше загрязнять и зарабатывать.
Открытым остается вопрос: готовы ли украинские власти работать в пользу собственного народа? Это покажет то, будет ли спасен «мониторинг на трубе», ставший лакмусовой бумажкой в сфере окружающей среды в 2023 году.