Правительство разрешило промышленности бесконтрольно травить украинцев

травить украинцев

Внедрение мониторинга уровня выбросов «на трубе» перенесли на 5 лет после окончания военного положения, а для старых предприятий его вообще не будет.

В стране годами теряют здоровье из-за сверхурочных выбросов от заводов с устаревшим оборудованием, которые часто превышают и текущие украинские, и проектные нормы советских времен.

При этом загрязнители недоплачивают эконалоги в государственный бюджет, а органы  контроля  и общественность не имеют доступа к реальным данным по выбросам из конкретных труб, даже крупнейших промышленных объектов.

У этих проблем есть общий знаменатель – отсутствие так называемого «мониторинга на трубе», за который многие годы борется украинская экологическая общественность и общественная организация «SaveDnipro».

И вот, наконец, в этом вопросе мог произойти прорыв, ведь во исполнение изменений в ЗУ «Об охране атмосферного воздуха» было подготовлено Постановление КМУ, которое должно было регламентировать требования по установке и эксплуатации обязательных автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ. Однако украинские власти «слили» внедрение такого мониторинга.

В чем же заключается измена? 

Согласно официальному заявлению руководителя Минокружения, это Постановление вроде бы является важным шагом на пути к евроинтеграции, уменьшению промышленного загрязнения и доступа граждан к экологической информации и цифровому взаимодействию. Однако дьявол кроется в деталях:

— обязательной будет только установка АСУ (мониторинговых систем) на новое оборудование . На действующее оборудование это требование не распространяется;

— обязанность устанавливать системы на вновь созданные источники выбросов появится через 5 лет после прекращения или отмены действия военного положения в Украине.

По сути, надежда на так называемый «мониторинг на трубе» , который годами адвокатирует общественное экологическое сообщество как один из основных инструментов наблюдения за выбросами, фактически уничтожена!

То есть на самом деле это фиаско самой идеи и индульгенция всем промышленным загрязнителям на бесконтрольное отравление украинцев.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Что такое решение Кабмина для граждан промышленно нагруженных регионов и вообще для Европы?

Старые советские промышленные объекты десятилетиями являются главными и крупнейшими генераторами выбросов тяжелых металлов, мелкодисперсной пыли и токсичных газов.

А у общин промышленных регионов никогда не было полноценных инструментов для сбора доказательств сверхурочных выбросов, поскольку непрерывный «мониторинг на трубе» не осуществлялся.

Поэтому вместе с принятым порядком официальную легализацию получили онкологические, респираторные, аллергические и другие острые и хронические заболевания!

Вместе с этим, фоновый государственный мониторинг качества воздуха во всех нагруженных городах, таких как Кривой Рог, Днепр, Мариуполь, Запорожье, Киев и другие, всегда демонстрировал критические превышения содержания газов и соединений, продуцируемых промышленностью – оксидов азота, соединений серы, пыли, фенола. , формальдегидов и т.д.

По состоянию на ноябрь 2022 года в Украине зарегистрировано 369 предприятий первой группы загрязнителей , каждый из которых имеет от нескольких до десятков источников выбросов в атмосферный воздух, которые с легкой руки КМУ никогда не будут обязаны устанавливать датчики мониторинга. 

Это приводит к мнению, что такое решение продиктовано не евроинтеграцией и не целью уменьшения промышленного загрязнения, а банальной неспособностью противостоять жажде лоббистов промышленного комплекса к наживе.

Также Постановление не отвечает требованиям Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, поскольку интегрированное разрешение для внедрения и использования наилучших доступных технологий и методов (НДТМ) должны получать и существующие предприятия. 

Поэтому аргумент о том, что только вновь созданные мощности будут соответствовать требованиям НДТМ нежизнеспособным и безосновательным.

Новые предприятия, которые будут строиться по новым нормативам и европейским требованиям НДТМ — будут на несколько порядков «чистее» существующих загрязнителей. 

Поэтому, создавая законодательство для предприятий, которые появятся после войны, нет смысла закладывать отсрочку мониторинга.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Также непонятна отсрочка процесса установления систем мониторинга  на 5 лет  после прекращения военного положения, которое может продолжаться и после окончания военных действий еще не определенный срок. 

Вместе с тем общественность не имела возможности отрицать эти нормы во время общественного обсуждения, нарушающего Орхусскую Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Такие формулировки просто отсутствовали в проекте, размещенном на сайте Минокружения 18 октября 2022 года. 

В опубликованном проекте не было исключений для всех старых наличных промышленных мощностей , а также не было условия об отсрочке на 5 лет с момента отмены военного положения. По своей сути – это другой нормативно-правовой акт. 

В настоящее время практика органов исполнительной власти не учитывает ограниченный доступ общественности к официальным источникам информации из-за постоянных проблем с работой сайтов и отсутствия стабильной связи, электроэнергии. 

В частности, сайт Минокружения, являющийся инициатором проекта Постановления, имеет постоянные технические неисправности и в течение октября 2022 года, когда проходило общественное обсуждение, работал менее 43% времени. А значит, сроки общественного обсуждения – не соблюдены. 

Ввиду нарушений, которые были совершены при принятии Кабмином этого Постановления, ОО «SaveDnipro» инициировало открытое коллективное письмо в Офис Президента, КМУ, Минюста, Минокружения, комитет по экополитике и природопользованию и Представительству ЕС в Украине с требованиями: 

  1. Отменить решение Кабинета Министров Украины по утверждению этого Порядка.
  2. Провести повторное общественное обсуждение проекта постановления с учетом интересов жителей промышленно нагруженных регионов.
  3. Провести дополнительную/повторную экологическую и правовую экспертизу проекта нормативно-правового акта.
  4. Министерству юстиции Украины проводить государственной регистрации этого нормативно-правового акта.

В ответ на общественный резонанс по поводу скандального Постановления, Минокружение инициировало встречу заинтересованных сторон для обсуждения утвержденного Порядка. 

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

На встрече присутствовали как представители общественных экологических организаций, так и представители органов власти и бизнеса. 

В результате Минокружение готово нарабатывать приемлемые для всех сторон правки в Постановление КМУ №272. И этот процесс уже запущен. Однако вопрос, кто стал автором скандальных правок – остается, на встрече общественность не получила на это ответа. 

В то же время, пока в Украине не появятся требования к непрерывному мониторингу (производственному контролю) на объектах промышленности, бизнес не начнет работу над его появлением, поиском оптимальных решений, обучение персонала и т.д. 

Ведь, несмотря на активное проевропейское движение, украинский промышленный бизнес продолжает работать как usual: меньше платить, больше загрязнять и зарабатывать. 

Открытым остается вопрос: готовы ли украинские власти работать в пользу собственного народа? Это покажет то, будет ли спасен «мониторинг на трубе», ставший лакмусовой бумажкой в ​​сфере окружающей среды в 2023 году.

руководитель SaveDnipro, соучредитель SaveEcoBot