Постепенное выздоровление: как разные государства поддерживают бизнес в постковидний экономике

FavoriteLoadingДобавить в избранное

И что на этом фоне происходит в Украине

Эксперты уже называют «коронакризис» худшим экономическим кризисом в мире за последние 100 лет. В результате пандемии общие объемы производства упали на $15 трлн. С начала локдауна в марте 2020 года правительства мировых держав потратили около $16 трлн на поддержку своих экономик. Но даже при этом дефицит бюджетов вырос до самого высокого уровня со времен Второй мировой войны. Как мир выходит из этого кризиса и какие шансы открываются, в частности, для Украины, специально для Mind рассуждает Дмитрий Рыбальченко, председатель финансово-аудиторского комитета, CFO Группы компаний «Октава Капитал».

Восстановление экономики: быстро, но неравномерно

Но есть и хорошие новости. С началом массовой вакцинации своеобразную «прививку» получила и мировая экономика, началось постепенное ее восстановление – уменьшился уровень безработицы и начали расти ВВП стран. Весной этого года первый заместитель главы Международного валютного фонда Джеффри Окамото заявил, что мировая экономика восстанавливается быстрее, чем прогнозировали.

Но в то же время он отметил, что этот рост является неравномерным и может привести к еще большему разрыву между развитыми экономиками и экономиками развивающихся стран, ведь уровень ВВП большинства стран все еще остается существенно ниже, чем был до пандемии.

В частности, только в Украине в 2020 году реальный ВВП сократился на 4,4%. Когда стране удастся вернуть былой уровень – эксперты воздерживаются от четких прогнозов, ведь помешать могут многие факторы. Зато в Минэкономики планируют в 2021 году увеличить ВВП до 4,6%. Между тем экономическая ситуация в стране остается очень нестабильной. Если рост экономических показателей развитых стран обусловлен прежде всего дополнительными финансовыми стимулами, которые предлагают государственные органы власти, то в Украине все происходит не благодаря, а вопреки.

Поддержка в странах ЕС

Европейская комиссия больше года назад, в разгар пандемии, ввела план по восстановлению экономики «Следующее поколение ЕС». Цель – обеспечение устойчивого и справедливого экономического восстановления для всех 27 стран –  членов ЕС. Общий бюджет «антикоронакризисных» мер ЕС составит 1,85 трлн евро. Эту сумму заложили в бюджет Евросоюза на 2021–2027 годы.

Деньги распределили по трем направлениям: поддержка государств-членов в инвестировании и проведении реформ, перезапуск экономики ЕС через стимулирование частных инвестиций и реагирование на уязвимости, которые показал кризис. Две трети средств (почти 500 млрд) привлекать в качестве грантов, а остальные – в качестве займа.

Экономические стимулы в США

В США ожидают, что уже в этом квартале превысят допандемические экономические показатели. А к концу года ВВП выйдет на уровень, который ожидался до пандемии, а впоследствии и превысят его. Причина быстрого восстановления – решительные действия правительства США.

В частности, еще в начале локдауна, кроме предоставления адресной денежной помощи, Минфин США разрешил предпринимателям отсрочить уплату налогов на три месяца. Физическим лицам дано право отложить налоговые обязательства на сумму до $1 млн, а корпорациям – на $10 млн. Федеральный резерв резко снизил учетные ставки и не планирует их повышать до 2024 года.

Конгресс США одобрил выплаты для стимулирования предприятий, увеличил пособие по безработице. Фискальный ответ на пандемию составит $5,1 трлн. Это почти втрое больше, чем во время кризиса 2007–2009 годов. Эти факторы нивелировали ущерб экономической системе и позволили быстро восстановиться.

Налоговая реформа в Бразилии

А в Бразилии даже пандемия не остановила второй этап налоговой реформы, что, в частности, позволило повысить необлагаемый налогом минимум на 30%, и это уже почувствовали на себе более 5 млн человек. Кроме того, в стране сделали удобную градацию налога на доходы физических лиц (7,5%, 15%, 22,5% и 27%).

Фискальные послабления ощущают также компании. Малый бизнес вообще освобождаются от уплаты налогов с части прибыли и дивидендов, если сумма не превышает определенный лимит, а базовую ставку налога на прибыль снижают вдвое – с 15% до 7,5%.

Такое перераспределение налогов на фоне экономического кризиса наверняка привлечет в страну больше инвесторов, поддержит бизнес и хорошо повлияет на благосостояние людей.

Налоговая мотивация в Польше

В соседней с нами Польше также проводят налоговую реформу. Главная цель – восстановление после пандемии. Реформа предусматривает, в частности, следующие основные нововведения: лимит необлагаемого налогом минимума увеличен более чем в 3,5 раза; почти в 1,5 раза увеличится сумма (с 85 000 до 120 000 злотых), с которой начинают взимать повышенный налог на доходы физических лиц – 32%.

Помимо этого, изменятся отчисления на медицинское и социальное страхование – для тех, кто зарабатывает более 11 000 злотых в месяц (75 000 грн), выплаты увеличатся, а для тех, кто зарабатывает меньше – останутся на прежнем уровне.

К тому же Польша инициирует возвращение граждан-заробитчан. Для тех, кто становится налоговым резидентом страны, в течение четырех лет будет действовать 50%-ная скидка на налоги с доходов физических лиц. Воспользоваться этим смогут те, кто три года не жил в Польше, но ранее получал там доход. Эти инициативы будут действовать с 2022 года.

Закручивание гаек в Украине

На фоне таких масштабных программ поддержки национальных экономик странами мира, Украина с выплатами ФЛП 8000 грн в качестве компенсации за ограничение работы в локдаун выглядит, как бедный родственник. А в ближайшее время страну ждет еще и увеличение налогов и усиление контроля за расходами граждан.

Печально известный законопроект №5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», который Рада поддержала в первом чтении в июле, эксперты уже окрестили наиболее репрессивным за всю историю страны.

Инициаторы продвигали законопроект как «антиолигархический», ведь он предусматривает, повышение ставок акцизов и налогов для тяжелой промышленности, которую курируют миллиардеры. Но в этом же законопроекте немало норм, которые не только касаются «борьбы с олигархами», но и «охотятся» на средний и малый бизнес.

Также проект закона предусматривает повышение налогов на недвижимость. Например, налог на доход физических лиц увеличится с 5 до 18% для сумм с продажи третьего и последующих объектов недвижимости. По словам экспертов, это может повысить цены на недвижимость на 30–40%.

В законопроекте предусмотрено повышение платы за использование радиочастот на 5%, что также повлечет за собой увеличение цен на мобильный интернет и связь.

Одна из положительных норм законопроекта – предпринимателей освободят от оплаты 18% налога на гранты от Украинского фонда стартапов, однако стоит ли это других «изюминок» в законодательстве?

Отметим также, что проект закона значительно расширяет полномочия фискальных органов. В частности, предоставляет налоговой службе право взыскивать долг за счет средств в банке должника по решению фискального органа без решения суда. Кроме того, штрафы будут начисляться без права обжалования – спорить можно лишь после оплаты. Если у компании есть налоговый долг, руководителю через суд могут запретить выезжать за границу до тех пор, как долг не будет полностью погашен. Крупным налогоплательщикам в новом законопроекте запрещается списывать убытки прошлых периодов в полном объеме. Предприниматели уже назвали эту норму «налогом на прибыль с убытков». Не случайно Европейская Бизнес Ассоциация назвала этот законопроект одиозным и считает, что он может усугубить кризис в экономике и не увеличит, а наоборот, уменьшит налоговые поступления.

Напряженности на финансовом рынке добавил закон о финансовом мониторинге. Основная причина волнений – десятикратне увеличение штрафов за нарушение правил идентификации своих клиентов. Пороговая сумма проверки финансовых операции увеличилась с 150 000 грн до 400 000 грн, при этом существенно расширился перечень субъектов финансового мониторинга.

Активные пользователи банковских услуг уже почувствовали на себе нововведения, особенно те, у кого много наличности, но не подтвержден источник происхождения средств. Ведь теперь, если клиент не можете объяснить легальное происхождение денег, в определенных случаях банк вполне законно может заблокировать или отказаться проводить его платеж. К тому же попасть под финмониторинг теперь можно при любом осуществлении крупных платежей.

Впереди еще одна инициатива властей – налоговая амнистия, ведь с 1 сентября и в течение года украинцам предлагают легализовать имущество и состояние, приобретенные за счет теневых доходов. Для этого нужно задекларировать свое имущество и уплатить сбор. Его размер зависит от размещения активов. Для владельцев облигаций внутреннего государственного займа ставка составляет 2,5%. За имущество или средства, размещенные в Украине, придется заплатить 5%. Для владельцев активов за рубежом ставка повышается на 9%.

Чиновники уверяют, что после этого у налоговиков  не возникнет вопросов о происхождении денег и можно будет распоряжаться имуществом, избежав какого-либо наказания.

Вместо послесловия

Во времена, когда в мире усиливается роль государств в восстановлении национальных экономик, украинская власть делает слишком мало, чтобы выйти из коронакризиса как можно быстрее и не потерять то, что было достигнуто накануне.

Отсутствие долгосрочного антикризисного плана действий, ориентированного на преодоление последствий пандемии, угрожает затягиванием рецессии в Украине, а нехватка действенных инструментов для улучшения инвестиционного климата, восстановления предпринимательства и внедрения инновационных видов деятельности, усилит разрыв с ведущими экономиками мира.

Победить в жестокой конкуренции и удержаться на плаву в жестких экономических условиях способны только те, кто меняется быстро и действует нестандартно. Пришло время переосмыслить условия ведения бизнеса, найти инновационные решения, чтобы работать по-новому. Следите за новостями международных и национальных рынков и будьте успешными!