Полгода работы Кабмина Гройсмана: достижения в платежках и на лицах граждан

Владимир Гройсман

Первое полугодие работы Кабмина а стало далеко не самым заметным событием общественно-политической жизни Украины. О нем вспомнили только придворные политологи и журналисты, поведавшие о серьезных достижениях «правительства технократов».

Сам Владимир Борисович Гройсман отчитался о результатах работы правительства за II и III кварталы 19 октября на заседании Кабмина. По мнению премьера, ключевыми достижениями за полгода работы являются: рост промышленного производства, строительного сектора, макроэкономическая стабилизация, ремонт дорожной инфраструктуры, отмена налога на пенсии, децентрализация, таможенная реформа, внедрение системы «ProZorro», дерегуляция бизнеса, упрощение получения субсидий.

В действительности, ситуация куда менее оптимистична, чем в отчетах Гройсмана. При детальном анализе напрашивается вывод, что за период правления Гройсмана Украина еще больше отдалилась от социально-экономических показателей последнего относительно благополучного года – 2013-ого.

Безусловно, ключевым решением Кабмина Гройсмана, вызвавшее волну негодования в обществе, стало введение «рыночной» цены на природный газ. Отметим, что после принятия данного решения рейтинг Гройсмана упал в несколько раз. Хотя, судя по всему, это не принципиально для Владимира Борисовича, чья фигура в кресле премьера рассматривалась Порошенко как сугубо техническая. Если правительство а планировало повысить тарифы на 55%, то Гройсман решил не действовать полумерами, повысив тариф практически вдвое – до 6879 грн за тысячу «кубов». Правительство так и не смогло объяснить обществу, почему производится полная привязка к импортному паритету, если госкомпания «Укргаздобыча» продает «Нафтогазу» газ отечественной добычи по 1,6 тыс грн (порядка 13 млрд «кубов» в год при потреблении газа населением и предприятиями ТКЭ в 17 млрд кубометров).

В июле Гройсман предложил создание комиссии по проверке ценообразования на газ, начиная с 2005 года, однако никаких подвижек с тех пор в данном вопросе нет. А суды, в свою очередь, подыгрывают власти, постоянно перенося «антитарифные» заседания по исками, поданными оппозиционными силами.

Кабмин утверждает, что субсидии компенсируют рост тарифов, однако это не более, чем полуправда.

Во-первых, субсидии не предусмотрены для бизнеса, вынужденного закладывать резко повысившиеся тарифы в стоимость конечного продукта, раскручивая тем самым инфляционную спираль.

Во-вторых, субсидии не предусмотрены для трети домохозяйств, которые будут вынуждены отдавать свои деньги монополистам, вместо того, чтобы поддерживать платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

Наконец, госбюджет уже задолжал более 20 млрд грн по субсидиям предприятиям ТКЭ и энергосектора. Большинство из которых, напомним находятся в частных руках – получается, что субсидии это переток государственных денег на счета олигархов. А в следующем году, исходя из закладываемых в госбюджет-2017 цены на импортный газ ($240) и курса доллара (27,2 грн), тариф на газ (с учетом затрат на транспортировку и налогов) может подняться до 9,5 тыс грн.

Упомянул Гройсман в своем выступлении о программе энергоэффективности и «теплых» кредитах. Однако сколько не утепляй жилье, а львиная доля потерь тепла (40-60%) приходится на изношенные теплосети. Только в Киеве за последние две недели произошло более 900 аварий на теплосетях. Помимо этого, отметим, что правительство так и не решило проблему блокирования счетов 104 предприятий ТКЭ, что повышает риски стабильного прохождения отопительного сезона, в который страна входит с минимальными за 25 лет запасами энергоносителей.

Следующей заслугой правительства Гройсман назвал макроэкономическую стабилизацию. Хотя это скорее не стабилизация, а замедление темпов падения, чему поспособствовали кредитные деньги от МФВ ($1 млрд) и привлеченные на международный рынках капитала под гарантии США ($1 млрд). Рост промышленного производства на 2% не должен вводить в заблуждение, поскольку:

а) сработал эффект низкой сравнительной базы;

б) не исключено, что Госкомстат включил в статистику неподконтрольные Киеву части Донбасса.

Внешние же рынки сбыта продолжают сужаться – при Гройсмане экспорт товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом 2015 упал на $800 млн, а внутренний рынок не растет из-за падения покупательной способности населения («привет» тарифам и Нацбанку), дезинтеграции правового поля (по оценкам Антирейдерского союза предпринимателей Украины, количество рейдерских захватов в 2016 выросло на две трети, до 5 тысяч случаев) и отсутствия иностранных инвестиций.

Кстати, об отсутствии иностранных инвестиций. Яркое доказательство непривлекательности послемайданной Украины для иностранных инвесторов – провал приватизации. Конкурс по приватизации ОПЗ не состоялся (стартовая цена уже снижена с $500 млн до $150 млн), а приватизация «Центрэнерго» (тепловая генерация) предварительно перенесена на 2017.

Относительным достижением кабинета Гройсмана является начало ремонта дорожного полотна. Хотя к этому процессу подключились и местные органы власти, что предусмотрено проектом бюджетной децентрализации-2016. В целом же, инвестировать в инфраструктуру без развития обрабатывающей промышленности (более того – на фоне ее стремительной деградации) представляется недальновидной стратегией, поскольку инфраструктура требует постоянных расходов на содержание. С другой стороны, ремонт дорог всегда был серьезной коррупционной «кормушкой» для чиновников, тем более, что работ непочатый край – по словам министра инфраструктуры Омеляна, украинские дороги изношены на 97%.

Куда более тяжелая ситуация сложилась вокруг железнодорожной инфраструктуры. Пока что назначение главой «Укрзализныци» поляка Бальчуна, чьи реформы свелись к повышению тарифов на перевозки (тем не менее, убытки «УЗ» по итогам 2016 составит более 1 млрд грн), и близко не привело к каким-либо позитивным изменениям. Более того, «УЗ» не смогла решить проблему вагонного «голода» (Кабмин вынужден был даже снять ограничение на закупку вагонов из РФ), из-за которого страна теряет экспортные доходы (для аграриев и металлургов не хватает вагонов для подвоза продукции в порты).

И о других сферах ответственности Кабмина, а также упоминавшихся Гройсманом достижениях.

«Таможенная сотня» (мобильные группы по борьбе с контрабандой) – создана летом 2016 как этап реформирования таможни. Однако по состоянию на конец октября 2016 в СМИ не было ни единого упоминания о том, что данные мобильные группы перехватили какой-либо серьезный контрабандный груз.

Децентрализация – реальные доходы местных бюджетов в 2016 уменьшились на треть, сокращаются собственные доходы местных бюджетов на фоне увеличения трансфертов из госбюджета.

Введение Е-декларирование – сорваны сроки начала е-декларирования (должно было заработать с 15 августа). Возникают постоянные сбои в работе системы, депутаты заявляют о внесении несанкционированных изменений в их декларации.

Реформа МВД – продолжаются громкие происшествия с участием «реформированной» полиции, уровень раскрываемости упал до 10-15%. Ввиду тяжелейшей криминогенной ситуации, Гройсман даже вынужден был анонсировать изменения в печально известном «законе Савченко», принятом когда Владимир Борисович возглавлял Верховную Раду.

Реформа медицины – по словам вице-премьера , в 2016 году страна упала на последние места не только в Европе, но и в мире, по плановой вакцинации. В частности, от туберкулеза вакцинированы всего 11% новорожденных.

Таким образом, в реальные заслуги Кабинет Гройсмана может занести себе разве что отмену налога на пенсии, внедрение системы «ProZorro» (так и не ликвидировала коррупцию при госзакупках), ямочный ремонт дорог, активизацию сектора строительства (к которому Кабмин имеет лишь опосредованное отношение). По части социальной и промышленной политики Кабмин заслужил неудовлетворительную оценку.

Еще полгода подобной работы, и на фоне Гройсмана, Яценюк покажется не таким уж деструктивным управленцем и получит шансы на политический ренессанс.

Источник: rian.com.ua