Реформа правоохранительных органов и антикоррупционная реформа – одни из ключевых требований, чтобы Украина не упустила возможность стать частью ЕС
В июне 2022 года Украина получила статус кандидата на вступление в Евросоюз. С одной стороны, этот статус уже дает ряд преимуществ. В частности, ЕС показывает свою готовность более тесно интегрировать Украину в свои структуры, помочь восстановиться после войны и достичь высоких критериев членства в ЕС.
В то же время, Еврокомиссия дала Украине семь рекомендаций, выполнение которых не привязано к уже принятому решению, но от них зависят дальнейшие этапы, связанные с членством в ЕС.
Среди них:
- Реформа отбора судей Конституционного суда
- Продолжение судебной реформы
- Антикоррупция, включая назначение новых руководителей САП и НАБУ
- Борьба с отмыванием денег и реформа системы органов правопорядка
- Внедрение норм антиолигархического закона
- Согласование аудиовизуального законодательства с европейским
- Изменение законодательства о нацменьшинствах.
В партнерстве с Коалицией Реанимационный Пакет Реформ мы уже рассматривали часть этих пунктов, в частности, деолигархизацию вместе с изменениями в регулировании медиа, а также судебную и конституционную реформы .
Некоторые пункты в перечне рекомендаций ЕК более конкретны – с четко очерченными предложениями и сроками их реализации.
Другие – наоборот, более общие, и предполагают скорее определение общего вектора будущих реформ. Прежде всего, это касается третьего и четвертого пунктов рекомендаций Еврокомиссии – усиление борьбы с коррупцией и реформы системы органов правопорядка. Эти направления, по мнению экспертов, взаимосвязаны, ведь для эффективной борьбы с коррупцией необходимы реформированные правоохранительные органы.
Как Украина намерена реформировать систему органов правопорядка
Еврокомиссия ожидает от Украины принятия комплексного стратегического плана реформирования правоохранительной системы как части системы безопасности и обороны. Но на что именно Украина должна обратить внимание на этом пути и как оценивать эффективность этой реформы – европейские чиновники не уточняют.
«В других рекомендациях более или менее четко указано, что нужно сделать, а здесь: «Примите план реформ, а что там будет – на ваше усмотрение». Если послушать, что говорят европейцы из коммуникации с Ольгой Стефанишиной, вице-премьером по вопросам евроинтеграции, то нет там конкретных требований. Им нужно, чтобы страна имела какое-то устойчивое и последовательное видение, как будет развиваться правоохранительная система. То есть здесь полный карт-бланш», – объясняет эксперт Центра политико-правовых реформ (организация-член Коалиции РПР) Евгений Крапивин.
По его словам, несмотря на отсутствие конкретики, свое видение реформы органов правопорядка Украина все же предложила. В ноябре 2022 года в Офисе Генпрокурора была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители всех органов правопорядка.
1 января рабочая группа уже завершила свою работу, результатом которой стал проект плана реформы. В настоящее время документ направлен в Офис Президента на рассмотрение. Что входит в этот план – неизвестно.
На сайте Офиса Генпрокурора есть лишь короткая выжимка основных тезисов, которые будут определять дальнейший вектор реформы системы правопорядка.
В частности, определены следующие стратегические приоритеты:
1. Действенность и эффективность органов правопорядка и прокуратуры. Обеспечение дальнейшего развития системы правопорядка должно осуществляться на основе применения риск-ориентированных подходов, информационно-аналитической направленности, стратегического менеджмента и прогнозирования.
2. Последовательная уголовная политика, приоритетом которой является предотвращение преступности, неотвратимость ответственности, защита личности, общества и государства от уголовных правонарушений, обеспечение интересов потерпевшего.
3. Оперативность уголовного производства с соблюдением международных стандартов и принципа верховенства права.
4. Система управления, ориентированная на результат в соответствии с установленными приоритетами.
5. Комплексная цифровая трансформация.
6. Открытость, прозрачность, подотчетность, независимость и политическая нейтральность.
Евгений Крапивин обращает внимание на то, что план, принятый на базе Офиса Генпрокурора, скорее разрабатывался для мирного времени и не охватывает ряд важных вопросов.
«Он не охватывает вопрос реформы СБУ, например. У нас в первом чтении принятый законопроект, в котором была последовательная реформа, там было четко расписано, как СБУ должно избавляться от функций досудебного расследования и превращаться в классический контртеррористический орган. К сожалению, концепция не затрагивает этого вопроса. В связи с войной этот он просто заморозился. Так же там нет того, что касается военной юстиции. Этими преступлениями занимаются и в прокуратуре, и в СБУ, и даже в НАБУ и, конечно, в регионах наибольшую работу делает полиция. В плане нет и вопросов по развитию порядка на деоккупированных территориях – будут ли всех коллаборантов привлекать, или нет, будут ли ограничения в избирательном праве, или нет, будут ли там правоохранители, которые были там до оккупации и сбежали, или нет. важные и сейчас. И будут важны после войны. Но эта концепция разрабатывалась больше для мирного времени», – говорит Евгений Крапивин.
По его словам, в горячую фазу войны никто не думает о реформах в отношении тех органов, которые работают близко к фронту.
«Европейцы прописали этот пункт, а мы его воплотили. Но то, что эта концепция будет развиваться и обновляться, это 100%. Потому что для воплощения этой концепции можно детализировать очень разные вещи. Кроме того, вопросы связанные с войной и послевоенным восстановлением какой-то отдельной концепцией или отдельным документом все равно будут утверждены. И органы правопорядка будут развиваться не только, как в этой концепции прописано, но и согласно другим документам. Но европейцам нужно, чтобы у нас было это видение. Так мы его им и предоставили». – объяснил эксперт.
Как (наконец-то) воплотить антикоррупционную стратегию
Еще одним из требований Еврокомиссии является антикоррупционная составляющая. Она, в свою очередь, охватывает сразу несколько направлений. В частности, СЕ настаивал на назначении руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, утвердив определенного победителя конкурса, а также провести честный конкурс на назначение нового главы НАБУ.
Должность главы антикоррупционной прокуратуры оставалась вакантной почти два года. Конкурс по избранию нового руководителя объявили в январе 2021 года. В декабре конкурсная комиссия объявила рейтинг кандидатов – больше всего, 246 баллов, набрал Александр Клименко. Эти результаты конкурсная комиссия официально утвердила только 19 июля 2022 года.
Клименко расследовал несколько медийных дел, в частности, «газовое дело» в отношении бывшего нардепа Александра Онищенко. Также Клименко возглавлял группу прокуроров по делу бывшего заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского.
Что касается конкурса на должность главы НАБУ, то сейчас за эту должность соревнуются два десятка кандидатов. Они уже сдали тесты на знание законов и решение логических задач. Впереди собеседования на доброчестность и компетентность.
По словам Николая Хавронюка, член правления Центра политико-правовых реформ, как для Еврокомиссии, так и для украинского общества важно, чтобы конкурс был честным и прозрачным.
«Прежде всего важно, чтобы оценки конкурсной комиссии были обоснованы. Комиссия оценивает кандидатов по определенным показателям – сдача тестирования, подготовка письменного задания, оценка доброчестности и профессиональной этики. Общество должно видеть, что победил набравший больше баллов, а не тот, кто был на четвертом или пятом месте, а затем по непонятным причинам во время собеседования стал лучшим. Тогда это будет трудно объяснить обществу, почему, за какие карие глаза», – объяснил эксперт.
Кроме того, в «антикоррупционном блоке» присутствуют общие требования, такие как «эффективные расследования и судебные приговоры».
По словам Николая Хавронюка, эти условия касаются, прежде всего, эффективности функционирования НАБУ и его независимости.
«НАБУ до сих пор не может самостоятельно абсолютно проводить оперативно-розыскную деятельность, потому что в некоторых случаях НАБУ вынуждена обращаться в СБУ. А СБУ подконтрольна президенту Украины. Это значит, что может быть утечка информации, может быть политическое вмешательство. Это безобразие существует много лет и его нужно снять наконец», – объяснил Николай Хавронюк.
«НАБУ завалено мелкими делами. Сейчас НАБУ должно начинать расследование, когда украли, например, на миллион. А у НАБУ нет столько детективов, чтобы расследование обеспечить по всем таким производствам. Также нужно изъять некоторых субъектов из-под подследственности НАБУ, например депутатов облсоветов. Если они что-то сделали, то пусть расследует ДБР или Нацполиция. НАБУ должно идти по высшим должностным лицам. Тем более когда речь идет о руководителях каких-то коммунальных предприятий … Это просто смешно И одновременно нужно увеличить количество детективов, потому что их реально не хватает. Мы много слышим о НАБУ, а на самом деле это 0,04 всех уголовных производств, которые за год направляют в суд. Это очень мало. Они могли бы делать гораздо больше, если бы добавить столько же должностей в НАБУ», – рассказал Николай Хавронюк.
Также эксперт напомнил, что с введением военного положения в Украине все декларанты получили возможность не подавать электронные декларации, а некоторые реестры оказались закрытыми.
«ЕС по этому поводу молчит, потому что для ЕС немного некорректно поправлять нашу власть и говорить: «Открывайте реестры, несмотря на войну». Они понимают, что война может сопровождаться определенными вызовами. Но мы внутри Украины видим, что особых опасностей не существует, потому что когда был открытый реестр деклараций, то никто из него посторонний не брал информацию. Мое предостережение по реестру заключается в том, что там невозможно найти какие-либо личные данные, за исключением места жительства.Если человек проживает в маленьком городке или тем более селе, то его легко найти. В условиях войны можно было бы указывать либо только город, либо область», – сказал Хавронюк.
Также политические партии в Украине не обязаны отчитываться об имуществе и доходах с апреля 2020 года – сначала это было связано с эпидемией коронавируса, затем – с военным положением. Эту ситуацию тоже необходимо исправлять для обеспечения прозрачности финансирования политических партий и уменьшения коррупционных рисков.
«Здесь вообще не о чем говорить. У нас обеспечивается тайна личных данных, данных о здоровье человека. Но при чем здесь политические партии? О них должна быть открыта информация. Тем более в условиях войны. Чтобы мы точно знали, что нет никакого иностранного черта, который их спонсирует», – считает Николай Хавронюк.
Выполнение вышеприведенных требований Еврокомиссии откроет для Украины возможность начала переговоров о членстве в ЕС.
Уже весной Еврокомиссия должна опубликовать документ, в котором подведет итоги того, насколько Украина справилась с домашним заданием по всем семи пунктам, включая антикоррупционную реформу и реформу правоохранительных органов.
Реформа органов правопорядка, назначение директоров НАБУ и САП, повышение качества досудебных расследований – то, в чем, прежде всего, заинтересованы граждане Украины. Именно эти шаги, с одной стороны, помогут уменьшить коррупцию в Украине, а с другой – увеличат шансы Украины на обретение официального статуса члена Евросоюза.