Новые нормы газа — нюансы украинских «реформ»
В январе жильцы квартир, где нет счетчиков, получили новые платежки за газ. Если раньше норма на прописанного в квартире, где есть только газовая плита, была 3,3 куб. м, то теперь стала 9,8 куб. м.
Это произошло в результате серии судебных решений, которые отменили Постановления КМУ 2014-2015 гг. Такова цена, когда даже высшие госорганы халатно относятся к выполнению формального законодательства.
Хотя формально судебные иски подавали физические лица, но реально за этим стояли облгазы. Сегодня тарифы в облгазах на транспортировку действуют на уровне тарифов 2016 года. На сегодня 90% от финального газового тарифа для населения (без НДС) идет «Нафтогазу» как плата за газ-товар. Остальные 10% — облгазам и облгазсбытам.
Например, «Кировоградгаз», находящийся в собственности «Нафтогаза», заявляет о ежегодных убытках в размере несколько десятков миллионов гривен и просит повышения своего тарифа на 190%. Примерно такая же ситуация с другими облгазами: и теми, что принадлежат Фирташу, и теми, что не принадлежат. Из-за разных экономий облгазов зачастую страдают конечные потребители. Это прямо отражается на снижении качества услуг (вызвать газового мастера часто нереально, их нет).
Отсюда и битва за приведение к стандартным температурным режимам газа, и суды относительно новых норм на газ, а также неполных расчетов за газ с «Нафтогазом». Де-факто это попытка одним элементом компенсировать другие убытки (или недозаработанное). Но это очень плохой способ, который порождает очень много неэффективностей (перекрестного субсидирования) и несправедливостей.
И, конечно, новые нормы на газ (9,8 куб. м) являются абсолютно несправедливыми и завышенными. Здесь более всего пострадают жители города Киева, где только около 15% квартир имеют индивидуальные счетчики, а остальное — по нормам. Хотя в тарифы «Киевгаза» (а контрольный пакет акций компании пребывает в собственности КГГА) закладывались средства на соответствующие счетчики, они были установлены хуже среди всех городов (в целом по Украине 96% потребления газа населением учитываются счетчиками).
Итак, раньше, когда не было горячей воды, киевлянам сначала доначислили нормы потребления газа (хотя для горячей воды во многих квартирах установлены электрические бойлеры), а потом еще пришли новые, в три раза большие, нормы потребления газа.
Реальное потребление газа, вероятно, превышает 3,3 м куб. м, но, видимо, составляет не более 5 куб. м. То есть почти вдвое ниже сегодняшних норм 9,8 куб. м. И именно сейчас у некоторых облгазов (или, скорее, горгазов) и могут возникать свободные объемы газа, не потребленные населением, которые можно продавать промышленности. И как раз именно нормы газа являются критическими в плане того, будет ли свободный газ для торговли «налево».
Все нормы газа устанавливаются Кабинетом министров (возглавляет Гройсман). Ответственным министерством за нормы является Минэнерго (руководитель Насалик). А еще есть вице-премьер по вопросам энергетики Кистион. Но никто не инициировал быстрого принятия Кабмином новых справедливых норм, чтобы действовали именно новые нормы, а не нормы согласно постановлению КМУ от 1996 года.
Облгазы/облгазсбыты, хорошие или плохие, являются регулируемыми компаниями и действуют в соответствии с постановлениями НКРЭКУ и Кабмина. Сами себе нормы придумать не могут. Поэтому в данном случае полная ответственность на правительстве.
Что это: непрофессионализм, коррумпированность или смесь всего, неизвестно. В сухом итоге крайними являются 3 млн семей, которые получили заведомо завышенные счета, а в некоторых регионах может возникать свободный газ для новых газовых схем. С чем вроде как боролись путем масштабного повышения тарифов.
Естественно, что со стороны людей будет сопротивление новым нормам и будет новая волна неплатежей. А значит, облгазсбыты не заплатят «Нафтогазу», а «Нафтогаз» снова скажет, что те воруют их газ. Резко вырастут газовые счета у субсидиантов (потому что субсидия покрывает лишь 3,3 куба), а платить их будет нечем. Короче, не реформы, а хаос.
Андрей Герус