От потери субсидии до конфискации жилья. Как могут наказать за долги за комуслуги

долги за комуслуги
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Рассказываем, какие могут быть последствия неуплаты долгов за коммунальные услуги и как собираются дополнительно проверять получателей субсидий.

Пеня за просрочку оплаты комуслуг

На странице в Facebook координационного центра по правовой помощи приводится комментарий специалистки Криворожского местного центра по предоставлению бесплатной правовой помощи Натальи Кожемяки, которая перечисляет возможные последствия долгов за комуслуги.

Одним из таких последствий является начисление пени. Согласно законодательству, если потребитель вовремя не платит за коммунальные услуги, он обязан уплатить пеню.

Размер пени должен быть установлен договором о предоставлении коммунальных услуг с предприятием, которое их предоставляет.

Согласно законодательству, сумма пени не может быть выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки, а общий размер уплаченной пени не может превышать 100% суммы долга.

Если есть задолженность государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии, пеня не начисляется.

Также пеня не начисляется, если потребитель комуслуг может должным образом подтвердить, что ему задолжали зарплату.

Кроме того, нельзя начислять пеню, отключать услугу или выселять должников из квартиры во время карантина, введенного из-за пандемии COVID-19. В настоящее время действие карантина продлено до 31 августа 2021 года.

Оплата за распределение газа

Кожемяка отмечает, что представители газовой службы иногда действуют как коллекторы: они оказывают на потребителей психологическое давление, требуя погасить текущие платежи исключительно до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

В то же время, оплата стоимости услуги по распределению природного газа должна осуществляться до 20 числа включительно месяца, в котором предоставляются услуги по распределению природного газа. Оплата производится на основании счета Оператора газораспределительных сетей.

Только если оплата не пройдет в течение 10 дней после 20 числа поставщик имеет право начать процедуру прекращения (ограничения) газоснабжения, заблаговременно предупредив об этом должника.

Потеря субсидии из-за долгов за коммунальные услуги

Долги за коммунальные услуги могут стать причиной потери субсидии. В субсидии отказывают, если управление социальной защиты населения получит информацию о наличии просроченной свыше трех месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или расходов на управление многоквартирным домом, срок исковой давности которой не истек и общая сумма которой превышает 20 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан — на данный время это 340 грн.

Учитывается размер задолженности в день обращения за назначением жилищной субсидии.

Инспекторы, которые будут проверять получателей субсидий

Вероятно, скоро украинцев будут лишать субсидий по решению инспекторов, которые будут проводить проверки — проект соответствующего постановления Кабинета министров опубликован для общественного обсуждения на сайте Министерства социальной политики.

Если это постановление примут, контроллеры будут приходить домой к тем, кто претендует на субсидию или уже ее получает.

«В случае препятствования получателями социальной поддержки (членами их семей / домохозяйств) посещению уполномоченным лицом их места проживания предоставление социальной поддержки приостанавливается», — говорится в тексте проекта постановления.

В материале сайта finance.ua отмечается, что Минсоцполитики уже пыталось инициировать подобные проверки «когда инспекторы идут домой к получателям субсидий и пособий и на месте разбираются, как живет семья, есть ли в квартире дорогие вещи, ремонт, то есть несколько реальная картина соответствует представленным документам о доходах».

Читайте также на DOSSIER:  Кто «портит» демографию: почему сокращается население Украины

Тогда предполагалось, что по решению инспектора выплаты могут быть приостановлены на срок до 30 дней, но Конституционный суд признал эту норму незаконной.

Отличие нынешнего проекта постановления от предыдущего в том, что Минсоцполитики предлагает проверять не только тех, кто получает субсидии, а всех получателей социальной помощи — как частных лиц, так и учреждения, например детские дома.

Глава адвокатского объединения Кравец и партнеры Ростислав Кравец считает эту инициативу сомнительной.

«Начнем с того, что жилище является неприкосновенными, и проникнуть в него без разрешения можно только по решению суда. Кроме того, Конституционный суд в свое время уже указывал на недопустимость прекращения социальных выплат, если нет веских доказательств, что человек получает их незаконно. Широкие полномочия проверяющих, которые им хотят предоставить, и вообще открывают возможности для масштабной коррупции на местах — люди будут вынуждены „договариваться“ с инспекторами, чтобы по их наводке у семьи не забрали субсидию или помощь», — отметил он.

Если Кабмин все-таки примет это постановление, проверки начнутся с 1 января 2022 года.

Взыскание долга через суд

Если у потребителя есть долг за коммунальные услуги, то предприятие, которое их предоставляет, может подать иск в суд о взыскании долга вместе с инфляционным начислением на его сумму и 3% годовых от просроченной суммы.

Поэтому для тех, кто платит за коммунальные услуги несвоевременно, конечная сумма может оказаться значительно больше.

Возможно ли автоматическое списание долгов со счетов

С 6 июля вступил в силу приказ Министерства юстиции № 106/5, который расширил автоматическую процедуру ареста счетов и списания средств по решению суда на всех должников по которым есть требование государственных и частных исполнителей. До этого эту процедуру, утвержденную в апреле 2019 года, можно было применить только к неплательщикам алиментов.

С 6 июля процедуру, в частности, можно применять к

  • долгам по кредиту;
  • коммунальным долгам;
  • долгам по зарплатам;
  • неуплаченным штрафам за нарушение Правил дорожного движения.

В Украине уже запущена и работает Автоматизированная система исполнительного производства (АСВП). Алгоритм ее работы следующий:

  • государственный или частный исполнитель с помощью АСВП направляет в банки требование на получение информации о счетах должника;
  • банки в течение одного рабочего часа после получения требования должны предоставить информацию об их наличии;
  • исполнитель по АСВП направляет в банки, где открыты счета должника постановление об аресте средств;
  • банки арестовывают средства и сообщают об этом исполнителю;
  • исполнитель создает платежные требования на принудительное списание средств и направляет их банкам;
  • банки принудительно списывают средства со счетов должника и перечисляют их на счета исполнительной службы;
  • средства поступают к взыскателю долга.

Арест и списание распространяется только на сумму существующей задолженности (подтвержденной решением суда). Средствами сверх этой суммы должник может распоряжаться и дальше. Сумма списания может превысить сумму долга — в нее войдут или могут войти исполнительный и судебные сборы, исполнительные расходы, штрафы и пени по просроченной задолженности.

Читайте также на DOSSIER:  Кабмин отложил повышение цен на электричество до осени

Арест и списание могут быть наложены в том числе на так называемые социальные счета — на которые поступают пенсия, зарплата, стипендия или соцпомощь.

К АСВП уже подключились семь банков:

  • ТАСкомбанк;
  • ПриватБанк;
  • Универсал Банк (в частности, monobank)
  • Окси Банк;
  • Банк Восток;
  • Индустриалбанк;
  • ПроКредит Банк.

Еще 44 банка тестировали систему, 11 настраивали ее работу.

7 июля в Минюсте уточнили, что речь идет только об аресте средств, а не их списании. Как заявили в министерстве, вступление его в силу приказа означает, что государственные и частные исполнители смогут направлять в банки постановления об аресте (снятии с ареста) средств на счетах должников в банки через АСВП без ограничений по категориям взыскания. В Минюсте добавили, что после того, как программное обеспечение полноценно заработает (а этого на тот момент еще не произошло), банки будут сообщать в электронном режиме не только факт наличия банковских счетов у должника, а и их номера и суммы остатков на них. Также в ведомстве отметили, что благодаря этому появится «возможность накладывать арест исключительно на один счет должника в одном банке, а не на все его счета в различных банковских учреждениях».

Лишение жилья за долги за комуслуги

Даже в случае взыскания долга за коммунальные услуги через суд, оно происходит в первую очередь за счет денежных средств должника, в частности, в банках и других финансовых учреждениях, и других ценностей.

Продажа единственного жилого дома или квартиры, в которой живет должник, чтобы покрыть сумму долга, происходит в последнюю очередь. Она невозможна в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы (по состоянию на 01.07.2021 — 120 000 грн). В таком случае исполнитель судебного решения обязан принять меры для исполнения решения за счет другого имущества должника.

Однако если другого имущества нет, а сумма долга превышает 20 минимальных заработных плат, государственный или частный исполнитель вправе наложить на жилье арест и продать его.

Отключение газа и электроэнергии за долги

Поставщики газа и электроэнергии вправе прекратить предоставлять эти услуги. Если они намерены это сделать, то обязаны сообщить об этом потребителю.

Поставщик газа вправе направить потребителю письменное сообщение (с отметкой о вручении) с требованием самостоятельно прекратить потребление природного газа за счет перекрытия запорного устройства перед газовым прибором и допустить представителя поставщика после предъявления служебного удостоверения на объект для пломбирования запорных устройств. В этом сообщении поставщик должен указать основания и дату прекращения газопотребления, которая не может быть ранее, чем через три дня после даты получения уведомления.

Если потребитель имеет задолженность за электроснабжение или не допускает к счетчику, поставщик может полностью или частично прекратить поставки электрической энергии при условии предупреждения потребителя не позднее чем за 10 рабочих дней до дня отключения.

Письменное уведомление о прекращении электроснабжения должно содержать:

  • основания, сумму задолженности;
  • дату и время, с которого электроснабжение будет полностью или частично прекращено;
  • фамилию, имя, отчество, подпись ответственного лица, которым оформлено предупреждение.
Читайте также на DOSSIER:  Кадровые перестановки в СБУ: у Зеленского назвали причины увольнений

Датой получения таких предупреждений будет считаться:

  • дата их личного вручения, что подтверждается подписью получателя и/или регистрацией входящей корреспонденции;
  • третий календарный день с даты получения почтовым отделением связи, в котором обслуживается получатель (в случае направления по почте заказным письмом).

Предупреждение потребителю электроэнергии может быть передано поставщиком другим способом только в том случае, если он предусмотрен договором с поставщиком электроэнергии и договором с оператором системы.

Если потребитель оплатит долги и сообщит об этом поставщику электроэнергии до отключения, то поставка электроэнергии не прекращается.

Отключение водоснабжения за долги

Исполнитель услуг по централизованному водоснабжению имеет право ограничить или прекратить предоставление услуг в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме, кроме случаев, когда качество и/или количество таких услуг не соответствуют условиям договора.

Согласно закону О жилищно-коммунальных услугах, поставщик имеет право ограничить или прекратить предоставление коммунальные в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней со дня получения потребителем предупреждения. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и/или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Ограничения или прекращение предоставления коммунальной услуги осуществляется ее исполнителем в присутствии представителя лица, осуществляющего техническое обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей коммунальной услуги, а также управляющего или должностного лица или работника объединения совладельцев многоквартирного дома. Если этих лиц заранее предупредили о времени и месте осуществления отключения, но они не прибыли, это не является препятствием для ограничения или прекращения предоставления услуги.

Исполнитель, который ограничивает или прекращает предоставление услуги, должен опломбировать санитарно-техническое и/или другое оборудование, расположенное в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель, и связанное с предоставлением ему услуг

Вместе с тем согласно статье 23 Закона Украины О питьевой воде и питьевом водоснабжении предприятия водоснабжения и водоотведения имеют право в случае внесения потребителем не в полном объеме платы за использованную питьевую воду ограничить его питьевое водоснабжение до уровня экологической брони питьевого водоснабжения.