Евросоюз провел онлайн-саммит и пообщался с членами Восточного партнерства и Великобританией
Пандемия коронавируса стала для Евросоюза новым серьезным вызовом.
COVID-19 парализовал возможность основных европейских структур — Еврокомиссии (ЕК), Европарламента и отдельных агентств ЕС — играть координирующую роль между странами-членами. Причина — органы ЕС просто не имеют каких-либо законных оснований вмешиваться в политику здравоохранения стран-членов. В то же время действует принцип, согласно которому совместные действия стран ЕС возможны, когда отдельные государства-члены не справляются с проблемой самостоятельно и добровольно просят Союз о помощи. Но этого в последние месяцы не произошло. Во время пандемии сложилась ситуация, когда каждая страна самостоятельно вырабатывала собственные методы борьбы, вынужденно ограничивающие свободы граждан и некоторые основные принципы ЕС.
В ходе отмены в последние недели отдельными странами карантинных мер, мы наблюдаем активные попытки стран ЕС восстановить прерванные из-за пандемии связи и контакты. Для центральных органов Евросоюза важнейшей задачей стала координация усилий государств–членов ЕС и партнеров организации по минимизации последствий эпидемии COVID-19. При этом основной задачей для ЕС становится восстановление экономики организации, усиление социальных программ, стимулирование общеевропейской солидарности в целом.
Теперь все это приходится делать удаленно, при помощи онлайн-средств или, как говорят, в режиме zoom-дипломатии. Благодаря новым технологиям за несколько минувших дней прошли сразу несколько важных саммитов Евросоюза, посвященных не только борьбе с коронавирусом, но и отношениям со странами «Восточного партнерства», включая Украину; проблемам переговоров с Великобританией; а также саммит ЕС, на котором решались вопросы формирования бюджета ЕС на 2021–2027 годы.
Восточное партнерство: новый этап
Президент Украины Владимир Зеленский 18 июня впервые принял участие в таком онлайн-саммите стран–участников «Восточного партнерства». Эта инициатива для соседей ЕС на Востоке — Украины, Грузии, Молдовы, Беларуси, Азербайджана и Армении — была предложена в 2009 году. Сегодня, спустя 10 лет, она переходит на новый этап. Основополагающий документ, разработанный в недрах руководящих органов ЕС под названием «Политика Восточного партнерства после 2020 года. Усиление устойчивости — «Восточное партнерство», которое работает для всех», предусматривает, что меры по сближению между ЕС и странами-соседями на востоке будут усилены. Речь идет о сближении прежде всего через экономическую кооперацию, содействующую созданию рабочих мест и поддержке молодежи, но также через цифровую трансформацию и модернизацию технологий, через экологические программы, поддерживающие устойчивость климата, программы мобильности граждан (включая безвизовые поездки или упрощенный визовый режим, который, например, для белорусов начнет действовать с 1 июня с.г.) и создание более справедливого инклюзивного гражданского общества. Последняя цель, естественно, невозможна без верховенства права, модернизации систем управления, демократизации институтов власти, борьбы с коррупцией и свободы СМИ.
Украина в последние годы стала неформальным лидером первой тройки, предложив ЕС расширенный формат — т.н. Восточное партнерство+, который начал работать с 2017 года. Как свидетельствуют заявления украинских дипломатов, нынешняя украинская власть не намерена отказываться от активного подхода и предлагает все новые инициативы. (Читайте: Николай Точицкий «Дополнительный двигатель евроинтеграции»).
В ходе онлайн-саммита 18 июня президент Украины Владимир Зеленский предложил для обсуждения партнерам ряд новых инициатив, в том числе, чтобы страны «Восточного партнерства» стали полноправными участниками программ поддержки стран ЕС и получали средства из европейских фондов по преодолению последствий пандемии. Он поблагодарил ЕС за выделение 1,2 млрд евро Украине на макрофинансовую стабилизацию и гуманитарную поддержку. Он также считает необходимым и дальше снижать существующие в торговле барьеры, подключить страны «Восточного партнерства» к европейской платежной системе.
Также Зеленский отметил роль, которую Украина сыграла, помогая европейским странам в борьбе с пандемией, когда украинские транспортные самолеты были мобилизованы для доставки из Китая в страны ЕС медицинских товаров.
Кроме того, он подчеркнул для участников саммита усилившиеся возможности Украины вносить вклад в укрепление стабильности и безопасности в регионе путем участия в миротворческих миссиях, военных проектах и проектах ЕС по безопасности, инициативах, направленных на борьбу с информационными и гибридными угрозами, дезинформацией. Признанием этого факта стало предоставление Украине статуса партнера расширенных возможностей НАТО.
Но в то же время президент Украины выразил сожаление, что ЕС не смог в полной мере реализовать свой потенциал в деле обеспечения европейской безопасности, подчеркнув, что конфликты на территории стран «Восточного партнерства» представляют угрозу для Европы в целом. За сутки до саммита «Восточного партнерства» Совет ЕС еще на год продлил санкции против России за оккупацию Крыма.
Однако со стороны ЕС было четко заявлено, что сначала партнерам на востоке необходимо имплементировать действующие соглашения, для Украины — это Соглашение об ассоциации, а уже потом будет ясно, куда двигаться дальше.
«Я хочу выразиться очень ясно. Сегодня мы говорили о следующем десятилетии, и мы хотим активизировать, интенсифицировать отношения, мы хотим улучшить их… Спустя некоторое время, мы считаем, мы должны усилить отношения и улучшить стадию ассоциации и близость с шестью странами, особенно с теми, которые в данный момент находятся к нам даже ближе других», — сказала по результатам саммита глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже после видео-саммита лидеров «Восточного партнерства» 18 июня.
Другими словами, речь о превращении «Восточного партнерства» в инструмент практической реализации политики расширения ЕС не идет. Это, как говорят чиновники, — разные «трэки», но для Киева это все-таки имеет ценность, поскольку позволяет координировать усилия по сближению с Евросоюзом не только в рамках Соглашения об ассоциации, но и в широком контексте региональной кооперации с соседями.
Стороны договорились о продолжении обсуждения «дорожной карты» развития «Восточного партнерства» на ближайшие 10 лет. Она может быть утверждена на саммите лидеров, который может состояться в марте 2021 года. Лидеры высказали надежду, что в ходе следующего саммита им удастся встретиться лицом к лицу и провести живой диалог. Отдельно было объявлено, что начата подготовка к очередному саммиту Украина—ЕС, запланированному на 1 октября 2020 года.
В свою очередь президент Европейского Совета Шарль Мишель заверил всех участников «Восточного партнерства», что инициатива является внешнеполитическим приоритетом для ЕС и будет оставаться таковым и в будущем.
«Расширение ЕС» вернулось в повестку дня
Коронавирусная пандемия фактически отобрала у ЕС целые полгода, когда должны были быть решены другие важные проблемы функционирования Союза. Так, фактически были заморожены переговоры о будущих отношениях Евросоюза и Великобритании. А ведь переходный период, который стороны ранее определили для завершения этих переговоров, истекает 31 декабря 2020 года.
На минувшей неделе в европейских дипломатических кругах циркулировал документ, попавший в распоряжение журналистов Reuters, о том, что ЕС стоит готовиться к сложным переговорам с Лондоном в сентябре, и вполне вероятен сценарий, при котором соглашение о свободной торговле не будет достигнуто в срок. «Великобритания уже усиливает угрозы в адрес Брюсселя, хочет решить как можно больше за кратчайшее время и надеется достичь успеха в последние минуты переговоров», — говорится в документе.
При этом британский премьер Борис Джонсон ранее заявил, что ему уже в июле удастся достичь определенных договоренностей с ЕС, поэтому, по его мнению, не повторится ситуация 2019 года, когда несколько раз переносилась дата выхода его страны из ЕС. В то же время чиновники Евросоюза настаивают, что вопрос отношений с Великобританией требует согласованных действий всех 27 членов организации, которые должны дать понять Борису Джонсону: соглашения о полномасштабном партнерстве любой ценой (читай — за счет ЕС) не будет.
Во второй половине нынешнего года председательствование в ЕС переходит к Германии. И канцлер ФРГ Ангела Меркель уже достаточно четко определила приоритеты председательствования своей страны в условиях борьбы с пандемией.
По словам главы немецкого федерального правительства, COVID-19 продемонстрировал хрупкость Европейского проекта. За все 63 года существования объединения ныне происходит самая существенная экономическая рецессия. «Европа показала себя уязвимой. Сплоченность и солидарность никогда не были так важны, как сегодня» — сказала Ангела Меркель 18 июня во время выступления в Бундестаге.
Евросоюз уже предусмотрел 2,4 трлн евро на различные меры по стимулированию выхода европейской экономики из кризиса, защите жизней и здоровья европейцев, созданию новых рабочих мест и повышению жизненного уровня в странах сообщества на следующие семь лет. Программа в сумме 750 млрд евро будет направлена исключительно на борьбу с вирусом. Для этого от стран ЕС потребуется согласие на увеличение финансовых взносов и финансовых заимствований с рынка капиталов. Известно, что против этой инициативы (в варианте, предложенном ЕК) выступают Австрия, Дания, Швеция и Нидерланды.
Все эти вопросы были центральными в ходе онлайн-саммита лидеров ЕС, проведенного сегодня утром. Успех в реализации всех этих инициатив будет не только свидетельством европейской солидарности в борьбе с вирусом, но и подспорьем для стран-членов быстрее согласовать бюджет 2021–2027 годов. Германия надеется, что достичь компромисса по этому важнейшему финансовому документу удастся уже в первые месяцы ее президентства в ЕС.