И сегодня большая часть инновационных проектов в ОПК реализуется инициативно самими предприятиями на свой страх и риск без государственной поддержки
Госконцерн «Укроборонпром» и так подчиняется высшему органу в системе исполнительной власти — Кабинету министров Украины. Именно поэтому все обвинения «Укроборонпрома» в коррупции и воровстве должно разделить с ним как раз правительство.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Дмитрий Менделеев. По его мнению, гадать на кофейной гуще относительно эффективности или неэффективности деятельности вновь создаваемого министерства или агентства не имеет смысла прежде всего потому, что даже самое красивое название органа исполнительной власти не гарантирует сильного менеджмента.
«В истории Украины мы имеем немало таких примеров. Все прекрасно помнят историю ликвидации, возрождения и очередной ликвидации Министерства промышленной политики. А краткая история существования на обломках Минпромполитики Агентства государственного имущества, которому были подчинены предприятия ОПК? Еще более краткая история функционирования была у Агентства оборонно-промышленного комплекса. Оно было создано как орган исполнительной власти, деятельность которого направлялась правительством через министра промполитики, — отмечает эксперт. — Агентство ОПК создали, а предприятия оборонной промышленности подчинить ему забыли. Мало того, возложили на этот орган исполнительной власти функцию фактически реализации военно-промышленной политики, не возложив одновременно ни на одно министерство функции формирования этой самой военно-промышленной политики. И какой могла вообще быть военно-промышленная политика в государстве, где финансирование сектора безопасности и обороны десятки лет осуществлялось по остаточному принципу?»
Автор указывает, что за все годы независимости не было профинансировано создание хоть какого-нибудь производства оборонной продукции. Практически все, что в Украине создавалось из новых видов вооружений и военной техники, финансировалось из собственных средств предприятий и за счет иностранных заказчиков.
«Разве секрет, что и сегодня большая часть инновационных проектов в ОПК реализуется инициативно самими предприятиями на свой страх и риск без государственной поддержки, а после разработчики проходят семь кругов ада у военных чиновников, предлагая армии уже почти готовые образцы изделий военного назначения? Стоит ли говорить, что даже тех средств, которые сегодня направляются правительством на реализацию программ по созданию отдельных видов производства вооружений, боевой техники, ракетного вооружения, боеприпасов и специальной химии, крайне недостаточно? Большинство этих проектов являются точечными, и, самое главное, не решают основную задачу — формирования возможности адекватного ответа на угрозу со стороны северного соседа. Именно эта задача и должна стать основной при создании министерства оборонной промышленности», — подчеркивает эксперт.