О рынке земли, сделке с Укргазбанком, концессиях и миллиардах в обмен на реформы — интервью с главой IFC в Украине Джейсоном Пеллмаром

Джейсон Пеллмар
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Глава регионального представительства IFC в Украине, Беларуси и Молдове Джейсон Пеллмар рассказал НВ Бизнес, какими проектами занимается в Украине, чего не хватает земельной реформе, о сделке с Укргазбанком и инвестициях в украинские города

IFC (Международная финансовая корпорация) входит в Группу Всемирного банка и является крупнейшим учреждением в области глобального развития, которое работает исключительно с частным сектором развивающихся стран.

Украина стала акционером и членом IFC в 1993 году. В нашей стране IFC сфокусирована на финансовом секторе, сельском хозяйстве, розничной торговли и услугах, энергетике, инфраструктуре.

Среди инвестиционных кейсов IFC в украинском частном секторе — сеть автозаправочных станций Надежда, концерн Галнафтогаз, производитель соков и напитков Сандора, сеть строительных торговых центров Новая Линия, банк Райффайзен Банк Аваль и другие.

Для агробизнеса IFC запустила в Украине аграрные расписки — финансовый инструмент предсезонного финансирования под залог будущего урожая. Аграрные расписки позволяют фермерам приобрести высококачественные семена, удобрения и средства защиты растений. Этим инструментом уже воспользовались более 2000 украинских фермеров, которые выдали 4000 расписок на сумму более $1 млрд.

В интервью НВ Бизнес глава регионального представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине, Беларуси и Молдове Джейсон Пеллмар рассказал, какими проектами сейчас занимается в Украине, что еще нужно для полноценной земельной реформы, о конвертации кредитного договора с Укргазбанком в капитал, важности сотрудничества с МВФ и основных рисках для экономики Украины.

Как повлиял ковидный кризис на проекты IFC в Украине?

Область здравоохранения во всем мире и, в частности, в Украине, очень сильно пострадала, и это отразилось на многих важных отраслях экономики. Кризис повлиял на внутреннее потребление и на цены на сырье. Текущая ситуация с пандемией также повлияла на наши проекты, поскольку нам нужно было адаптировать некоторые активности к новым потребностям наших клиентов. Глобально IFC выделила 8 млрд долларов США, которые вошли в пакет мер Группы Всемирного банка по реагированию на COVID-19, и Украина — среди получателей этих средств. Я рад, что все наши украинские партнеры из частного сектора оказались экономически устойчивыми к данному кризису. А те клиенты, которым IFC оказала помощь в рамках пакета быстрого реагирования, по-прежнему могут привлекать заёмные средства, располагают деньгами для оплаты счетов и продолжают развивать экономику страны.

Читайте также на DOSSIER:  Госдеп США назвал, кто оказывает давление на антикоррупционные органы в Украине

На каких проектах в настоящее время IFC фокусируется в Украине? Почему именно эти проекты?

Прежде всего, это проекты в аграрном секторе. Мы поддерживаем сельскохозяйственные компании в Украине, предоставляя им доступ к оборотному капиталу, чтобы уменьшить риск сбоев в цепочке поставок. Это вопрос продовольственной безопасности, но, кроме того, отличный фактор экономического роста для страны.

Мы хотим создать добавленную стоимость для сельского хозяйства. К примеру, это может быть проект по орошению и мелиорации в южных областях Украины, что повысит эффективность и продуктивность сельского хозяйства. Также наша команда планирует помочь создать условия для потенциального проекта по ирригации через концессионный механизм.

В дополнение к этому мы работаем в сфере аграрной логистики. Мы видим большой потенциал в области морских портов и железнодорожного сообщения. В этом направлении я особенно горжусь нашими государственно-частными проектами (ГЧП). Недавно мы завершили консультационную работу с Министерством инфраструктуры Украины по внедрению двух первых проектов ГЧП в портовой отрасли Украины. В результате передачи в концессию морских портов Ольвия и Херсон, государство планирует получить инвестиции на сумму 137 миллионов долларов США. После выполнения инвестиционных обязательств эта сумма может стать самой большой инвестицией частного сектора в украинскую портовую отрасль за все время независимости Украины. Эти проекты были разработаны на базе лучшей международной практики реализации концессий, и теперь мы планируем поддержать Украину в подобных проектах в железнодорожном секторе — речь идет о концессии железнодорожных станций.

Мы поддерживаем подготовку проекта концессии контейнерного терминала в Черноморске, который недавно анонсировало Министерство инфраструктуры.

Началась разработка первой фазы большой дорожной программы ГЧП совместно с «Укравтодором» и Министерством инфраструктуры Украины. На первом этапе предусматриваются инвестиции частного сектора в шесть пилотных дорожных проектов на сумму порядка двух-трех миллиардов долларов до 2023 года. Затем инвестиции можно будет увеличить до девяти миллиардов в более долгосрочной перспективе — на реконструкцию и содержание более 4500 км дорог государственной важности.

Еще один интересный проект, над которым «Укрзализныця» работает совместно со Всемирным банком, это анбандлинг, то есть «разгруппирование» государственной железнодорожной компании. Сейчас в Украине есть одна организация, которая владеет инфраструктурой и управляет пассажирскими и грузовыми перевозками. Но есть способ оптимизировать «Укрзализныцю», чтобы она стала финансово более устойчивым предприятием, в том числе за счет мобилизации инвестиций частного сектора.

Читайте также на DOSSIER:  Журналисты США призвали Байдена не доводить до войны с Россией в Украине

Также мы активно работаем с городскими властями в рамках программы IFC «Города». Средства этой программы предназначены для того, чтобы сделать города более устойчивыми, зелеными и «умными», мы готовы помочь с мобилизацией финансирования в этих вопросах. Сейчас, к примеру, мы работаем над проектом «Умного города» в Украине, который станет первым подобным проектом IFC в мире.

В каких городах вы уже начали реализовать проект смарт-сити?

IFC начала работать в этом направлении с Запорожьем. Мы помогаем городу с управлением данными. Это позволит разумно планировать городские транспортные системы и с помощью массивов данных поможет определить оптимальные маршруты. Примером реализации еще одной программы, направленной на улучшение системы городского транспорта, может быть Львов. Там мы работаем над внедрением автономных троллейбусов. Это будет первый в Украине город, где у троллейбусов будут аккумуляторы, которые заряжаются через существующие электролинии, и транспорт сможет ездить автономно на большее расстояние. Кроме того, у нас есть проект в Кривом Роге — самом протяженном городе Украины.

В родном городе президента Зеленского.

Да. Мы работаем с городской властью над вопросами модернизации системы общественного транспорта для улучшения сообщения в удаленных районах с использованием энергоэффективных трамваев. Это поможет не только решить проблему загружённых маршрутов и улучшить качество услуг, но и позитивно повлияет на экологическую ситуацию. Также у нас есть проект в Мариуполе, в рамках которого мы помогли закупить новые автобусы и продолжаем помогать городу с развитием транспортной инфраструктуры.

Сколько вы собираетесь вложить в упомянутые проекты?

У IFC очень большие амбиции в отношении Украины. Хотя страна все еще находится в разгаре пандемии, уже видны шаги выхода из экономического кризиса. К счастью, экономика начала стабилизироваться и расти. Всемирный банк недавно обновил свои прогнозы на 2021 год, согласно которым рост валового внутреннего продукта Украины в 2021 году составит 3%. В начале октября (2020 года — ред.) Всемирный банк оценивал перспективы восстановления вдвое скромнее — в 1,5%. Я считаю, что при стабильных макроэкономических показателях и активном внедрении реформ, IFC сможет инвестировать в экономику страны около 3 миллиардов долларов США до 2024 года.

Но есть предусловия. Когда IFC составляет данный прогноз по инвестициям, то он предусматривает полную реализацию земельной реформы. В настоящее время юридические лица не могут покупать земельные участки, а иностранцы не являются участниками рынка земли. В таких условиях речи о новых иностранных инвестициях в этом секторе быть не может. Названные факторы ограничивают возможность мобилизации крупномасштабных инвестиций в сельское хозяйство.

Читайте также на DOSSIER:  Журналисты США призвали Байдена не доводить до войны с Россией в Украине

Каковы могут быть инвестиции при правильных реформах?

В 2012 году совокупный объем инвестиций в Украине составил от 7 до 8 миллиардов долларов США. На данный момент ежегодные поступления прямых иностранных инвестиций в страну не превышают 2 миллиардов долларов США, что является одним из самых низких показателей за последнее время. Как я уже упоминал, лишь от IFC, в условиях полной реализации ключевых государственных реформ, можно ожидать инвестиции на сумму около 3 миллиардов долларов США в течение последующих четырех лет.

IFC может помочь мобилизовать дополнительные инвестиции во многие секторы экономики. Но для этого потребуются дальнейшие реформы, чтобы привлечь стратегических и долгосрочных инвесторов.

Какие изменения в законодательстве и финансовых инструментах необходимы, чтобы рынок земли заработал полноценно?

Важно отметить, что запуск земельной реформы в Украине отменил 19-летний мораторий на продажу земли. Это большое достижение, но есть одно «НО». Как я уже упоминал, ограничения на количество земли, которая может быть продана, и ограничения на участие иностранцев влияют на экономические выгоды открытого рынка земли. Реформы проводят для того, чтобы получить определенный эффект — инвестиции в агросектор Украины, а также поддержку малых и средних фермеров, которые смогут правильно монетизировать свою землю и получить большую ценность.

Когда земля станет более ценной, агрохолдингам придется работать более комплексно, развивать логистику и переработку. Сейчас очень легко реализовать сырье, продать пшеницу в контейнерах и отгрузить ее «с поля». Но этого недостаточно для того, чтобы достичь большего экономического результата. К примеру, никто не будет инвестировать в ирригацию на участке земли, у которого нет владельца. И в этом случае нужно владеть большим количеством земли, возможно, больше, чем десять тысяч гектаров. Поэтому мы очень заинтересованы в тесном сотрудничестве с правительством Украины и Всемирным банком, чтобы быстро перейти ко второму этапу реформы, когда кроме физических лиц право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут приобретать и юридические лица. Прозрачность и эффективность процесса земельной реформы, которые предполагают наличие действующего земельного кадастра и дополнительных подзаконных актов, помогут обеспечить правильный экономический эффект.