Парламент вплотную приблизился к созданию нового силового органа – Бюро экономической безопасности (БЭБ). Это ведомство должно заменить «морально устаревшую» налоговую милицию. Фактически БЭБ станет единственным правоохранительным органом по расследованию экономических преступлений в стране. Зачем нужна эта реформа и что после нее изменится – в материале РБК-Украина.
Разговоры о необходимости создания нового силового органа, который взял бы на себя функции по расследованию экономических и финансовых преступлений, начались сразу после Революции достоинства.
Еще в марте 2014 года на тот момент премьер Арсений Яценюк поручал создать Службу финансовых расследований, которая бы забрала у Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины полномочия расследовать экономические преступления. Тогда появилось несколько концепций работы такого органа, но ни один из них парламент в итоге так и не рассмотрел.
Источник РБК-Украина в силовых органах говорит, что каждый раз камнем преткновения становился именно вопрос политического влияния на новое ведомство и его руководителя. Кроме того, ни МВД, ни СБУ не спешили добровольно отдавать «лакомые» экономические дела.
Впервые за много лет вопрос создания финансовой полиции в виде Бюро экономической безопасности приблизился к финальной точке. Осенью прошлого года Рада приняла в первом чтении законопроект, разработанный в финансовом комитете парламента. Уже сегодня, 28 января, депутаты могут утвердить его в целом.
Ключевые правки
Что предусматривает законопроект о создании БЭБ? Новый орган, как следует из документа, будет «принимать участие в обеспечении экономической безопасности государства». Штат Бюро составит около 4 тысяч детективов. В основном они будут расследовать те же преступления, которые раньше вела налоговая милиция. Речь идет об уклонении от уплаты налогов, подделке финансовых документов, нарушениях при изготовлении подакцизных товаров и т.д.
В некоторых случаях детективы БЭБ смогут расследовать подследственные НАБУ преступления, как, например, незаконное завладение госимуществом и нецелевое использование средств из госбюджета. Кроме того, согласно законопроекту, вводится новая статья Уголовного кодекса – мошенничество с НДС. Эти схемы также смогут распутывать сотрудники Бюро экономической безопасности.
Тогда как взятки, мошенничество и растрата имущества с использованием служебного положения в подследственность БЭБ не включаются, а остаются в ведении других правоохранительных органов, в том числе СБУ.
Замглавы финансового комитета Рады Ярослав Железняк (фракция «Голос») считает это логичным, учитывая специфику работы Бюро. При этом, как обратил внимание нардеп, важно, что ко второму чтению в текст законопроекта внесли правку, позволяющую передать БЭБ от СБУ полномочия по расследованию экономических преступлений.
«БЭБ не занимается борьбой с коррупцией. Поэтому в части борьбы с коррупцией у СБУ как раз больше дублируются полномочия с НАБУ и ГБР. Тогда как БЭБ будет расследовать экономические преступления. У нас ведь главная проблема даже не в количестве органов, а в том, что многие из них занимаются одним и тем же. Из-за этого между ними идут постоянные конфликты», – объяснил Железняк изданию.
Глава правоохранительного комитета Рады Денис Монастырский («Слуга народа») называет эту правку ключевой для принятия или отклонения закона о БЭБ. По его мнению, именно от нее зависит исход голосования.
«Часть депутатов готовы голосовать за законопроект только с этой правкой. Если ее ставят на подтверждение и проваливают, то другая часть депутатов, которая готова была голосовать за закон, уже не голосует. Насколько я понимаю, ни у одной, ни у другой части депутатов сейчас нет 226 голосов, чтобы принять закон», – сказал он РБК-Украина.
При этом Монастырский уверен, что речь в законе должна идти не только о лишении СБУ «экономических функций», но и вообще права привлекать оперативников Службы безопасности к силовым операциям в уголовных производствах, неподследственных этому ведомству. Учитывая все эти обстоятельства, Монастырский не уверен, что 28 января закон о БЭБ будет принят.
Интересно, что законопроект о реформе Службы безопасности также стоит в повестке дня на четверг. В течение 2020 года парламент даже не смог принять его в первом чтении. Все споры вокруг него также зачастую упираются в вопрос сохранения «экономической составляющей» в деятельности спецслужбы.
Борьба за директора
Что изменилось при подготовке проекта о БЭБ между чтениями? Ключевые правки касаются порядка назначения директора нового силового органа. Если в первом варианте документа эти полномочия находились в руках президента, то в окончательной редакции эту функцию решили передать Кабинету министров.
Не в последнюю очередь на это повлияла принципиальная позиция Конституционного Суда. Дело в том, что судьи КСУ на примере НАБУ и его директора Артема Сытника раскритиковали формат, когда глава государства назначает руководителя правоохранительного органа. Ведь, по мнению конституционалистов, в Основном законе ничего не сказано о полномочиях президента назначать глав каких-либо органов, кроме указанных в четком перечне – министра обороны, генпрокурора и так далее.
Учитывая это и, чтобы избежать давления на работу БЭБ в будущем, решили передать новый орган в вертикаль правительства. Именно Кабмин по представлению премьера будет назначать руководителя Бюро, отобранного на открытом конкурсе.
В законопроектах, которые готовили в парламенте предыдущего созыва, также предлагалось подчинить президенту службу, созданную вместо налоговой милиции. Например, законопроект экс-главы налогового комитета Нины Южаниной («Блок Петра Порошенко«) в 2018 году предлагал создать Нацбюро финбезопасности и наделить его силовыми функциями. Этот момент не понравился министру внутренних дел Арсену Авакову, и проект в итоге не был принят.
«Моя философия заключается в том, что Служба финансовых расследований должна быть аналитической службой, в которой главным оружием должны стать карандаш, бумага и компьютер, которая анализирует происходящее, существующую отчетность и принимает решение», — заявил тогда глава МВД.
В нынешней ситуации, даже в случае принятия закона о БЭБ, его работа может быть заблокирована еще на стадии конкурсного отбора руководителя бюро. В окончательной редакции проекта указано, что в комиссию будут входить по три человека от СНБО и Кабинета министров, два от налогового комитета Рады и один – от правоохранительного.
Ярослав Железняк допускает, что такой порядок формирования конкурсной комиссии может заблокировать ее работу. Тем более что подобные примеры в Украине не редкость. К примеру, комиссии по отбору директора ГБР и главы САП не могут похвастаться скоростью и эффективностью работы.
Глава профильного финансового комитета Рады Даниил Гетманцев («Слуга народа»), наоборот, не видит проблемы в формировании конкурсной комиссии. «У нас абсолютно конструктивная работа и в парламенте, и в комитете. Почему мы должны что-то блокировать? К тому же у нас есть большинство. Да и большинство оппозиционных сил не занимает какой-то деструктивной позиции, особенно – среди представителей нашего комитета», – подчеркнул Гетманцев в разговоре с изданием.
Смена вывески
Бизнес с осторожностью смотрит на попытки власти создать БЭБ. В Европейской Бизнес Ассоциации выступают категорически против принятия законопроекта Гетманцева и призывают его отозвать. «Создание этого органа в предложенном формате может усилить недоверие бизнеса и инвесторов в правоохранительные органы», – заявили в ЕБА.
Среди прочего, в ассоциации указывают на чрезмерно раздутый штат детективов БЭБ и несовершенный механизм конкурсного отбора руководителя Бюро. Тогда как основная претензия и опасение у бизнеса в том, что налоговая милиция просто «сменит вывеску» и станет Бюро экономической безопасности, но не обновится по сути.
К слову, высокопоставленный источник РБК-Украина в МВД почти уверен, что основной костяк БЭБ составят именно экс-сотрудники налоговой милиции. «У них есть специфические знания, опыт и, что основное – связи. Я думаю, что на 80% БЭБ будет состоять из бывших налоговиков», – считает собеседник.
Кроме того, есть риск, что сложности возникнут и при передаче дел от налоговой милиции в новый орган. Ведь законом предусмотрено полгода для набора штата и начала функционирования БЭБ.
«Этого времени достаточно, если есть желание и воля, чтобы создать новый орган и ликвидировать налоговую милицию», – сказал РБК-Украина Гетманцев. Он отбрасывает опасения, что возникнет временной вакуум и случится «провисание» дел из-за создания нового органа и ликвидации старого.
Но юрист «Ильяшев и партнеры» Денис Ненов указывает на несколько нестыковок, которые могут привести к серьезным последствиям. Среди прочего, как объяснил эксперт, порядок вступления в силу этого документа не учитывает переходные положения закона об улучшении инвестиционного климата, согласно которому исключение из Налогового кодекса раздела «Налоговая милиция» произойдет со дня вступления в силу закона о БЭБ. Иными словами, налоговая милиция потеряет свои функции в день вступления в силу закона о новом органе.
По мнению адвоката, это может создать ситуацию, когда определенный промежуток времени ни один правоохранительный орган не будет иметь полномочий расследовать финансовые преступления.
Тогда как позитив в законопроекте о создании БЭБ юрист видит в предусмотренном «фильтре» для открытия уголовных производств по уклонению от уплаты налогов. Как уточнил Ненов, после принятия закона это будет возможно только в случае, когда налоговое правонарушение определено актом документальной проверки и другими дополнительными фактическими данными.
Денис Монастырский также видит реальной угрозу «правового вакуума» в сфере финансовых расследований. «Безусловно, будет определенное окно или пропасть, потому что даже если будет создано БЭБ, то будет необходимо время, чтобы нарастить мощности и перекрыть хотя бы основные направления расследований», – уверен глава правоохранительного комитета.
Среди «тормозящих факторов» он называет и формирование конкурсной комиссии, переоформление имущества налоговой милиции, кадровый отбор и подготовку новых сотрудников. По мнению Монастырского, все это займет не менее одного года и то, если БЭБ возглавит «правильный руководитель, который будет четко расставлять приоритеты».