В Украине начинается реформа военкоматов, а президент Владимир Зеленский — как и все его преемники — получает право единолично начать призыв резервистов без объявления мобилизации. Такие нормы содержатся в законе, который сегодня вступил в силу.
Верховная Рада приняла его 30 марта, а президент Владимир Зеленский подписал 21 апреля. 22 апреля закон был опубликован в Голосе Украины, а на следующий день после публикации он вступает в силу (23 апреля).
НВ рассказывает о важнейших деталях нового закона под названием О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов исполнения воинской обязанности и ведения воинского учета.
Что это за закон? Он связан с недавним обострением на Донбассе?
Формально — нет. Президентский законопроект № 3553 был зарегистрирован в парламенте еще 28 мая 2020 года. Уже тогда он предусматривал норму о введении нового вида военной службы — срочного призыва резервистов без мобилизации.
Документ, инициатором которого является президент Владимир Зеленский, был определен как неотложный. 15 сентября прошлого года Рада приняла его в первом чтении, а вот второе чтение законопроекта действительно совпало с новой волной российской агрессии на востоке Украины.
Через четыре дня после боя под Шумами, где погибли четыре бойца ВСУ, парламент на своем внеочередном заседании 30 марта 2021-го окончательно принял этот закон. Решение поддержали 256 народных депутатов, профильный комитет также рекомендовал поддержать документ. 24 марта, еще до нового обострения на Донбассе, законопроекта № 3553 не было в планах внеочередного заседания — по крайней мере согласно повестке дня, которую обнародовал нардеп от Слуги народа Павел Фролов.
Принятый закон предусматривает системные изменения и правки к более чем 40 законам и кодексам Украины. Кроме новой формы призыва резервистов, он дает начало реформе военкоматов, усиливает уголовную и административную ответственность за уклонение от призыва, воинского учета или учебных сборов, а также внедряет ряд других изменений.
В пояснительной записке к документу указано, что все эти новации имеют две базовых цели:
- усовершенствование принципов комплектования Вооруженных Сил и других военных формирований высокопрофессиональным личным составом (как в мирное время, так и в особый период);
- приведение системы воинского учета и деятельности местных органов военного управления в соответствии со стандартами НАТО.
Закон должен вступить в силу на следующий день после его опубликования.
Президент получил право объявить призыв резервистов без мобилизации: что это значит?
Суть нормы
Закон позволяет в течение суток призвать резервистов на военную службу в особый период без объявления мобилизации. Право объявить о таком призыве получает президент Украины — Верховный главнокомандующий ВСУ.
Призвать конкретного резервиста можно будет не чаще одного раза в год, но неограниченное количество раз. Ограничений срока призыва нет: ко второму чтению из закона изъяли норму о максимальном 6-месячном сроке призыва резервистов в особый период.
В законе говорится о привлечении во время такого призыва как резервистов-контрактников, так и тех украинцев, которые зачислены «в военный оперативный резерв» без заключения контракта.
Дословно формулировка такова:
«На военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период в определенном этим законом порядке для оперативного доукомплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований призываются граждане Украины, которые заключили контракты о прохождении службы в военном резерве и / или зачислены в военный оперативный резерв».
При этом остается в силе правило, согласно которому президент может издать указ о всеобщей или частичной мобилизации, обратиться с ним в Верховную Раду, и тогда парламент должен утвердить такой указ в течение двух дней.
Кого это касается, а кого — нет?
К резервистам автоматически причисляют всех уволенных со службы военных, в том числе ветеранов — участников АТО/ООС на востоке Украины и бывших срочников.
Соответствующие изменения в закон на время действия «особого периода» приняли еще в 2015 году. Согласно им, в законе О воинской обязанности и военной службе есть такая часть статьи 26−2: «В особый период на службу в военном оперативном резерве первой очереди в обязательном порядке зачисляются лица, уволенные с военной службы, по своим профессионально-психологическим характеристикам и состоянию здоровья годные к службе в военном резерве и соответствующие установленным требованиям прохождения службы в военном резерве».
В 2019 году в Генштабе ВСУ оценивали количество резервистов в Украине в 200 тыс. человек (оперативный резерв).
Летом 2020 года, после представления закона № 3553 в Раду, председатель парламентского комитета по вопросам обороны Александр Завитневич (Слуга народа) заверял, что призыв резервистов будет касаться только людей с боевым опытом, а не тех кто отслужил лишь срочную службу.
В новопринятом законе также прописано, что призыву на военную службу из числа резервистов в особый период не подлежат те украинцы, которые на момент призыва:
- признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья;
- достигли предельного возраста пребывания в резерве;
- менее одного года назад проходили воинскую службу по призыву, будучи резервистами в особый период, и выслужили установленные сроки такой службы (если со дня увольнения со службы прошло менее года);
- имеющих на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет, ребенка с инвалидностью подгруппы А в возрасте до 18 лет или самостоятельно воспитывающие ребенка в возрасте до 18 лет.
Как мотивируют такую необходимость
Авторы закона считают, что он усилит боеспособность ВСУ и поможет при необходимости быстро доукомплектовать воинские части в особый период (даже без объявления мобилизации).
Во время второго чтения законопроекта Марьяна Безуглая, зампредседателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, призвала «избежать спекуляций и манипуляций» относительно резонансной нормы. Она заявила в Раде 30 марта, что право объявлять призыв резервистов предоставлено президенту только для исключительных обстоятельств.
«Это решение президента, надеюсь, никогда не будет применено за столетия нашей истории, потому что оно применяется только тогда, когда парламента не существует — например, его разрушили. Поэтому, конечно, мобилизация возможна только по решению парламента. Это [«президентский» призыв резервистов без мобилизации — прим. ред.] дополнительный предохранитель, который, повторюсь, мы, надеюсь, никогда на применим. […] Но напомню, этот предохранитель есть в большинстве стран. Мало того, например, Финляндия, изучая опыт агрессии Российской Федерации, в 2015 году уже ввела такой предохранитель», — пояснила Безуглая.
Почему такую форму призыва критикуют
Норма о введении новой формы призыва резервистов вызвала волну критики — прежде из-за нарушения прав тех военных, которые уже отслужили в АТО/ООС.
Еще летом 2020 главное научно-экспертное управление Верховной Рады в своем заключении относительно законопроекта № 3553 отметило, что он фактически создает в Украине отдельную категорию лиц. В отличие от других военнообязанных такие граждане могут быть неоднократно привлечены к несению военной службы независимо от их воли и желания уже после того, как они отслужили военную службу по призыву или контракту.
Поэтому в заключении говорится, что введение возможности неоднократного призыва (без объявления мобилизации) тех граждан, которые уже выполнили свой гражданский и конституционный долг по защите страны, нарушает принципы социальной справедливости и равенства прав и обязанностей граждан.
Аналогичные риски накануне второго чтения закона описала общественная организация Юридическая сотня — объединение юристов, которое с начала боевых действий на Донбассе занимается правами украинских военных и ветеранов.
Они акцентируют внимание на том, что такой механизм укомплектования ВСУ на случай обострения ситуации влечет за собой ряд рисков и угроз:
- отсутствие предохранителей для неоднократного призыва резервистов;
- отсутствие четких критериев призыва (проект предусматривает возможность призыва резервистов во время «особого периода», который длится в Украине уже 8-й год, а границы его не определены);
- уход от принципов контрактной военной службы;
- возвращение практики принудительного призыва;
- возможность единолично принимать решения о призыве;
- отрицательное влияние на мотивацию заключать контракт о прохождении военной службы во время действия особого периода (поскольку после завершения контракта любой военнослужащий, годный к военной службе, автоматически зачисляется в оперативный резерв первой очереди и потенциально может быть призван неограниченное количество раз);
- двойное выполнения конституционного долга (законопроект касается в первую очередь ветеранов, которые по мобилизации или на контрактной основе уже выполнили обязанность по защите страны);
- помеха эффективной ресоциализации ветеранов;
- не способствует трудоустройству ветеранов, поскольку работодатель будет знать о возможности неоднократного призыва ветерана на военную службу и может предоставить преимущество в трудоустройстве специалисту без военного опыта;
- проект содержит коррупционные риски из-за отсутствия специальной проверки для лиц из числа резервистов, призываемых на службу во время действия особого периода, что приведет к увеличению количества коррупционных правонарушений и злоупотреблений среди военнослужащих.
Кроме того, в своей инфографике Юридическая сотня объясняет, что законопроект № 3553 на самом деле не дает возможности заметно ускорить процесс призыва резервистов, поскольку не содержит норм, которые бы устанавливали более оперативный механизм по сравнению с мобилизацией.
Во время второго чтения законопроекта (30 марта) нардепы Леся Василенко (Голос) и Алена Шкрум (Батькивщина) предлагали внести правку, которую поддержала и Юрсотня: призывать только тех резервистов, которые в добровольном порядке заключили контракт на прохождение военной службы в резерве. Однако эта правка была отклонена.
Новые штрафы и усиление ответственности за уклонение от службы
Закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которые в несколько раз увеличивают суммы штрафов для призывников, военнообязанных и резервистов. Кроме того, теперь наиболее жесткие варианты штрафов касаются не только повторных нарушений, но и нарушений в «особый период» (который продолжает действовать в Украине с начала войны на Донбассе):
- за нарушение правил воинского учета (ранее — неявка в военкомат по повестке, несвоевременное представление сведений об изменении места жительства, образования, места работы; нарушение порядка прохождения учебных сборов) — от 30 до 50 (было 5−7) необлагаемых налогом минимальных доходов (составляет 17 грн), то есть от 510 до 850 грн;
- за повторное нарушение правил воинского учета в течение года или же нарушение таких правил в особый период — от 50 до 100 необлагаемых налогом минимальных доходов (было 10−15 минимальных доходов), т. е. от 850 до 1700 грн;
- за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации — от 100 до 200 минимумов для граждан (1700 — 3400 грн) и от 200 до 300 минимумов для должностных лиц (3400 — 5100 грн);
- за повторное нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации или же нарушение таких правил в особый период — от 200 до 300 минимумов для граждан (3400 — 5100 грн) и от 300 до 500 минимумов для должностных лиц (5100 — 8500 грн).
- за умышленное повреждение или небрежное хранение призывниками, военнообязанными и резервистами военно-учетных документов (удостоверений о приписке к призывным участкам, военных билетов, временных удостоверений военнообязанных), повлекшее их утрату — штраф от 30 до 50 минимумов, т. е. от 510 до 850 грн; а за повторное такое нарушение в течение года или проблемы с документами в особый период — от 50 до 100 минимумов, т. е. 5 850 до 1700 грн.
Кроме того, закон предусматривает увеличение тюремного срока для тех, кто уклоняется от службы.
Ужесточено наказание за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Ранее за это предусматривалась ответственность в размере от двух до пяти лет лишения свободы, теперь ее минимальный предел увеличен на год — от трех до пяти лет.
Что еще изменяет закон
Реформа военкоматов
Вместо военных комиссариатов (военкоматов) должны быть созданы «территориальные центры комплектования и социальной поддержки». Предполагается, что именно эти центры будут рассматривать и дела о таких административных правонарушениях:
- нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами законодательства о воинской обязанности и военной службе;
- нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- умышленная порча военно-учетных документов или потеря их по неосторожности.
Рассматривать дела и налагать административные взыскания получают право военные комиссары территориальных центров.
Закрепление за полицией права доставлять нарушителей в новые аналоги военкоматов
Закон закрепляет норму о том, что полицейские могут доставить в «территориальный центр комплектования и социальной поддержки» (ранее — военкомат) лиц, нарушивших правила воинского учета, а также законодательство об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. В таком случае с запросом в полицию должен обратиться уполномоченный представитель такого центра.
Электронные военные билеты и военный учет в приложении Дія
Ряд положений нового закона касается электронного Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов. Нормы о его функционировании, взаимодействии с базами данных и органами власти должны в дальнейшем автоматизировать процессы ведения воинского учета.
Это создает базу для внедрения электронного военного билета в приложении Дія с дальнейшей возможностью перерегистрации документа без участия военных чиновников.