В итоге реализации первого этапа Концепции развития фермерства в 2018 году — плюс девять тысяч фермерских хозяйств. До этого было стабильное снижение этих цифр
На что опираться, чтобы объективно разобраться в земельном вопросе? Об этом и многом другом в своем интервью ZN.UAрассказал глава Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Стрижак.
«Я соавтор концепции развития фермерства, которая была принята правительством Гройсмана в 2017 году. И это очень важно для понимания сложившейся ситуации, — говорит Николай Стрижак. — Цель классической реформы — мотивировать сельского жителя работать на своей земле, развивать свое хозяйство и кормить страну. Плюс создать для себя рабочее место с правом наследования. В концепцию был заложен необходимый механизм, который подтверждал тезис о том, что оборот земли на третьем этапе реализации этой концепции критично необходим. Без него не было бы роста».
«Но, сначала на первом этапе должны развиваться мелкие семейные фермерские хозяйства, на втором — кооперация и только на третьем — движение земли, без которого невозможна ни одна земельная реформа, — продолжает глава Ассоциации фермеров. — Для того чтобы реформа состоялась, мелкие фермеры должны нарастить мускулы, и остальные либо заработать, а если не заработать, то продать право владения землей тем, у кого получается».
« Гройсман бывший мэр и пришел во власть с идеей децентрализации. Реформа была начата административно, а финансового закрепления у нее не было, — напоминает фермер. — Однако идея развития семейного фермерства — это реальная финансовая база не только для укрепления сельских поселений, но и для всей реформы децентрализации. Для роста среднего класса и развития всех громад. Плюс Гройсман не принадлежал к земельным латифундистам, поэтому конфликта интересов у него не было. Как у Петра Алексеевича, который формировал свой банк земли. И понятно, что фермерство для него было лишним».
«Но Гройсман вцепился в нашу идею, — утверждает Николай Стрижак. — За два месяца мы выписали концепцию. Я был докладчиком на заседании правительства. Всем была понятна конечная цель реформы — оборот земли. Как и то, как и зачем мы к этому будем идти. Потом мы разработали финансовое обеспечение развития нашей концепции. Был назначен профильный заместитель министра по развитию фермерства и сельских территорий. Укрспецфонд, который должен был возглавить представитель Ассоциации фермеров, получил новые инструменты. И в 2018 году процесс пошел».
«Самое главное, что был прописан простой и понятный для фермера путь доступа к финансам, — рассказывает Николай Стрижак. — Простой человек, который хотел работать на земле, получил четкую схему, куда, к кому и зачем идти, чтобы получить финансирование. Это главное. Далее необходимы были изменения в налогообложении. Признаюсь, что было очень трудно преодолевать консервативность и инертность министерства. Мы все время, скажем так, давили, чтобы что-то продвигалось. Причин тому много. Но политическая заинтересованность Гройсмана довести до ума децентрализацию нам помогала».
«В итоге в 2018 году — плюс девять тысяч фермерских хозяйств. До этого было стабильное снижение этих цифр. Кучма пришел к власти на 10 тысяч фермерских хозяйств, ушел — с 40 тысяч. При Ющенко никто сельским хозяйством вообще не занимался. При Януковиче этот показатель упал до 38 тысяч, а в первые годы Порошенко — до 32 тысяч. Однако в результате сотрудничества с правительством нам удалось остановить этот процесс. В 2018-м, как я уже сказал, плюс девять тысяч, и за полгода 2019-го — плюс пять тысяч. На сегодняшний день официально зарегистрировано в стране 46 тысяч фермерских хозяйств», — заключил Николай Стрижак.