В «Слуге народа» назвали условия будущей амнистии капиталов. К примеру, рассказали, как «заработать» право легализовать активы по льготной ставке
Проект закона об амнистии капиталов, принятие которого было одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского, фактически готов к внесению на рассмотрение парламента. Остается утвердить только оптимальную форму легализации активов и размер ставок налогообложения сумм, которые граждане будут вносить в так называемую «нулевую декларацию», чем и занимаются сейчас в Офисе президента. Это подтвердил в интервью изданию Цензор.нет Даниил Гетманцев — новоизбранный народный депутат от партии “Слуга народу”, один из вероятных претендентов на пост главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Он рассказал о некоторых уже согласованных деталях будущей амнистии.
Кого хотят «амнистировать» в ОПУ
Согласно проекту, право на налоговую амнистию получит каждый гражданин Украины, который в определенные сроки сможет легализовать любую сумму денег, положив их на счета в банках, или сообщив об активах, хранящихся в неденежной форме (акции, недвижимость и т.д.) и о своем заграничном имуществе. Заплатив разовый налог (например, 5-10% от стоимости задекларированного), человек может быть спокоен: у «органов» уже не возникнет никаких вопросов к этим средствам и имущества. «Таким образом, мы хотим дать людям возможность легализовать все доходы, которые были скрыты от государства и с которых не платили налогов», — рассказал Гетманцев. При этом, как заверил, будущий парламентарий, заполнение «нулевой декларации» не станет «индульгенцией» для чиновников, которые обворовывают государство и граждан. Ведь действие амнистии распространяется только на статьи 212 («Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)») и 205 («Фиктивное предпринимательство») Уголовного кодекса Украины. Зато предусмотренная другими статьями ответственность чиновников по фактам коррупции, взяточничества, злоупотребления служебным положением и т.д. будет сохраняться. Касается это и изменений, которые будут внесены в законодательство в связи с недавней отменой статьи о незаконном обогащении.
Одной из «фишек» нового закона станет возможность оплаты за легализацию активов по льготной ставке. Условием этого может быть, например, приобретение облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Таким образом, люди и государству помогут со средствами, и сами сэкономят, да еще и заработают — ведь доходность ОВГЗ гораздо выше, чем льготная ставка налогообложения (вероятно, 5%).
Сейчас, кстати, не только продолжается «внутренняя дискуссия» о параметрах будущей амнистии, в частности, ставок налогообложения, но и ведутся консультации и переговоры по этому поводу с зарубежными партнерами Украины, в частности, МВФ. Это подтвердил недавно председатель Государственной налоговой службы Сергей Верланов. По его словам, речь может идти о базовую ставку налогообложения (9%) и льготную — уже упомянутые 5%.
«Следующим шагом новой власти в налоговой сфере будет введение в Украине всеобщего декларирования», — сообщил Гетманцев. Но произойдет это, вероятно, года через два. Причем, ежегодные декларации тогда смогут подавать не только отдельные граждане, но и целые семьи. И шаг этот — вовсе не формальный: людям будут возвращать часть уплаченных налогов, если в их семьях есть иждивенцы, которые не зарабатывают самостоятельно, и другие льготники. А еще к сумме налоговой скидки предлагают добавлять расходы семей на отдых внутри страны. Возможны и другие преференции.
Уплатил налоги — спишь спокойно?
В мире введение всеобщего декларирования доходов с проведением «стартовой» амнистии имущества и капиталов применяют, как правило, для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, улучшения платежной дисциплины и уровня ответственности граждан и привлечения в экономический оборот части «теневого» и «полутеневого» ресурса. Но такие шаги не всегда эффективны. Поэтому эксперты считают правильным шагом привлечение к подготовке законопроекту международных экспертов.
С другой стороны — это может привести к затягиванию процесса, отложению амнистии «в долгий ящик», что невыгодно команде президента. Ведь подобные реформы, как правило, эффективны лишь при условии высокого уровня общественного доверия к власти. В Украине сейчас — именно такой момент, а вот через год-полтора ситуация может измениться.
Вместе с тем не следует забывать, что положение об отказе Украины от проведения каких-либо налоговых амнистий есть в Меморандуме о сотрудничестве Киева с МВФ. И если власть попытается принять решение в обход Фонда, рискуем потерять поддержку этого института — прежде всего, кредитную. Если же хотим продолжать сотрудничество с МВФ, то должны убеждать его специалистов в жизненной необходимости для Украины этого шага и в том, что он не создаст дополнительных проблем. А для этого нужно, прежде всего, сформировать на законодательном уровне и на практике эффективные предохранители от легализации средств, полученных коррупционным путем.
«Если такие механизмы будут выписаны нечетко и неоднозначно, на фоне отмены ответственности за незаконное обогащение это приведет к тому, что чиновники смогут «отбеливать» деньги, не легализованные ранее — например, через родственников или знакомых. Антикоррупционные же органы при этом не смогут привлечь должностных лиц к уголовной ответственности за прежние преступления», — говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. — Задача — убедить в эффективности противодействия этим вызовам как международных партнеров, так и украинское общество. То есть, внедрению новаций должна предшествовать широкая разъяснительная кампания — украинцы должны понимать, зачем это нужно им и государству.
Соответственно, срок проведения амнистии не должна ограничиваться несколькими днями или неделями. В мире такие мероприятия, как правило, длятся от 1 месяца до года. Для Украины же, по оценкам специалистов, оптимальный период амнистии — от 3 до 6 месяцев.
При этом бизнес и граждане должны доверять не только власти, но и органам и должностным лицам, которые будут отвечать за практические шаги — в частности, изучение и обобщение указанных при заполнении «нулевых» деклараций сведений. Потому что, как показывает мировой опыт, конфиденциальность в этом вопросе очень важна. В свое время попытка такой реформы в России провалилась именно из-за недоверия к тем, кто обрабатывал информацию, и рисков ее утечки. Нам нужны предохранители от произвола со стороны налоговых инспекторов или других «исполнителей» — в частности, через гарантии объективного судебного разбирательства. Необходимым условием правильной амнистии и начала всеобщего декларирования является упорядочение налоговых правил игры: снижение ставок налогов и упрощение их администрирования, более быстрая дерегуляция и существенное сокращение возможностей и «соблазнов» для органов контроля «кошмарить» бизнес и «пить кровь» из рядовых граждан.
А еще людям надо гарантировать, что через несколько месяцев или лет после амнистии никому не придет в голову принять (как это часто у нас бывает) кардинально противоположные решения. Также, по мнению экспертов, наши соотечественники, которые имеют «мелкие грешки», должны осознавать: чтобы гарантировать их спокойный сон, государство дает уникальную возможность, которой в ближайшем будущем уже не будет. И здесь следует помнить об опыте Индии и Италии, где подобные шаги повторялись и стали «обыденностью», и люди не спешат пользоваться предоставленными возможностями, откладывая легализацию своего имущества «на потом». Все это надо учесть при подготовке законопроекта.
«Прежде чем готовить проект такой реформы, важно четко определить ее цель, — добавляет Илья Несходовский, — от этого будут зависеть и разработанные инициаторами механизмы реализации будущего законодательного решения. Одно дело — когда хотим добиться, чтобы выведенные в разное время и разными способами капиталы вернулись в Украину и начали работать на ее экономику. Другое — если речь о внедрении тотального контроля доходов и расходов всех граждан. Последнее потребует больших усилий и может привести к негативным последствиям». Преимущества первого варианта, как объясняет эксперт, — не только получение государством дополнительных средств, но и выгода от активизации экономической жизни. Выгодно это и бизнесу: люди, которые до этого активно выводили средства за рубеж, смогут «без вопросов» приобрести новое имущество в Украине, инвестировать в производство, и, как следствие — увеличить собственные доходы.
Правда, конкретно об экономическом эффекте от возможного объявления налоговой амнистии, по мнению экспертов, говорить рано — все будет зависеть от выбранной модели.
Но даже при условии реализации оптимистичного сценария объемы теневой экономики в Украине, которые по разным оценкам, достигают 35-45%, удастся сократить всего на несколько процентных пунктов. В денежном выражении это — не более миллиарда долларов. Зато больший эффект получим, только внедряя параллельно с налоговой амнистией другие модернизационные мероприятия — в частности, направленные на дальнейшую дерегуляцию бизнеса, обеспечение права собственности, улучшение инвестиционного климата и обеспечение неотвратимости наказания за продолжение незаконных действий (без альтернативы «порешать» что-то в судах).
Владислав Обух, Киев