Проанализированы тенденции выявления угроз экологической безопасности в результате российской вооруженной агрессии. Предложены рекомендации по решению определенных проблем нейтрализации актуальных угроз экологической безопасности с учетом евроинтеграционных процессов.
Выводы и рекомендации
В целях нейтрализации актуальных угроз экологической безопасности государства с учетом евроинтеграционных процессов, сохранения и последующего восстановления основных компонентов окружающей среды в условиях российской вооруженной агрессии Кабинета Министров Украины, Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины рекомендуется :
- обеспечить сопровождение в Верховной Раде Украины евроинтеграционных законопроектов по экологической политики и природопользования;
- способствовать созданию проектов по защите и восстановлению окружающей среды, «зеленой» трансформации экономики для участия в программе IPA-III;
- реализовать комплекс мер по консервации, рекультивации и улучшению качества почв, пострадавших в результате российской агрессии;
- расширить территории природно-заповедного фонда через включение консервированных земель для достижения целевых показателей ЕС.
Обоснование
Широкомасштабная вооруженная агрессия РФ против Украины, в частности, спровоцированные ракетными обстрелами аварии на объектах критической инфраструктуры, наносят колоссальный ущерб многим экосистемам, создают огромные риски для жизни населения.
При этом следует учитывать, что негативное влияние российской вооруженной агрессии на окружающую среду может распространиться на территорию практически всего Европейского континента и привести к значительному дисбалансу экосистем не только Украины, но и ЕС на десятки лет.
Преодоление разрушений и их последствий в условиях дефицита средств в государстве предполагает поиск дополнительных ресурсов и средств, которые должны использоваться не только для компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, но и для восстановления окружающей среды как базиса жизнедеятельности населения и экономического развития государства.
Предоставление Украине статуса кандидата на членство в Европейском Союзе при таких обстоятельствах открывает новые возможности для сотрудничества с ЕС в сфере восстановления окружающей среды , пострадавшего в результате российской вооруженной агрессии. Ведь в новом статусе Украине доступна финансовая помощь ЕС в форме грантов, инвестиций и технической поддержки, предназначенная для готовящихся к вступлению в ЕС стран.
Государства – кандидаты на членство в ЕС пользуются разными программами поддержки ЕС. Одна из таких программ – Инструмент помощи перед введением – Instrument for Pre-Accession (IPA). Программа направлена на развитие институтов в государствах-кандидатах по образцу ЕС, в частности в сферах транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, регионального сотрудничества, повышения качества человеческого капитала и активизации механизмов экономического развития готовящихся к вступлению стран. Бюджет программы IPA-III, рассчитанной на 2021-2027 гг., составляет 14,8 млрд евро.
В то же время, для успешного привлечения Украины к участию в европейских программах помощи очень важное значение имеет гармонизация национального природоохранного законодательства с европейским.
В течение 2022 г. в рамках имплементации Соглашения об ассоциации Украина – ЕС Верховная Рада Украины одобрила девять евроинтеграционных законов по вопросам экологической политики и природопользования, еще пять законопроектов этой категории рассматриваются в парламенте (см. Приложение ) .
Указанные законопроекты тесно связаны с приоритетами европейской экологической политики. Их принятие будет способствовать практическому внедрению европейских подходов и механизмов, направленных на улучшение экологической ситуации.
В частности, проект Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды» (регистр. № 6004-д) определяет правовые и организационные основы предотвращения, уменьшения, контроля и устранения промышленного загрязнения окружающей среды. Принятие этого закона будет способствовать экологической модернизации промышленности, что позволит уменьшить ее негативное влияние на окружающую среду, сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до уровня европейских нормативов экологической безопасности.
В то же время, согласно заключению Кабинета Министров Украины, законопроект лишь частично обеспечивает имплементацию положений Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах.
Внедрение в Украине европейских принципов функционирования территорий Изумрудной сети ( Emerald network ; Изумрудная сеть состоит из территорий особого природоохранного значения — Areas of Special Conservation Interest, ASCI) требует принятия законопроекта (регистр. №4461), который предусматривает законодательно установить правовые и организационные основы определения территорий Изумрудной сети и управления ими в Украине. Принятие этого закона будет способствовать сохранению природных поселений, видов фауны и флоры, требующих особой охраны, конкретизации правовых и организационных основ оценки влияния хозяйственной деятельности, которая может существенно отразиться на экологической ситуации территорий Изумрудной сети. При этом процедура принятия решений по осуществлению хозяйственной деятельности предусматривает сохранение биоразнообразия, учет государственных, общественных и частных интересов, выполнение обязательств Украины по международным соглашениям, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины.
Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об использовании и обращении пиротехнических изделий» (регистр. № 7438) предусматривает усовершенствование и детализацию субъектов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и продажей пиротехнических изделий. Документ направлен на обеспечение общественного порядка и безопасности, защиту населения от негативных последствий использования пиротехнических изделий, усиление борьбы с жестоким обращением с животными и приближение украинского права к праву Европейского Союза в этой сфере.
Негативные последствия российской вооруженной агрессии для окружающей среды будут проявляться еще многие годы.
Такая ситуация требует усиления дееспособности мониторинга окружающей среды, в том числе посредством привлечения средств дистанционного зондирования Земли совместно со странами ЕС. Важное значение для усовершенствования и повышения способности мониторинга окружающей среды имеет принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной системы мониторинга окружающей среды», что предусмотрено подпунктом «б» подпункта 6 пункта 1 решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 марта 2021 г. «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации», введенного в действие Указом Президента Украины от 23 марта 2021 г. № 111.
Дополнение
Название законопроекта | Дата регистрации и регистрационный номер | Текущий статус |
---|---|---|
О государственном экологическом контроле | от 19.02.2020г. №3091 | Принято в первом чтении 15.07.2021г. |
О территории Изумрудной сети | от 04.12.2020г. №4461 | Представлен вывод Комитета о рассмотрении 08.09.2021г. |
Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающую среду | от 22.09.2021г. №6004-д |
Представлен вывод Комитета о рассмотрении 26.01.2023г. |
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования и обращения пиротехнических изделий | от 06.06.2022г. №7438 | Принято за основу 16.08.2022г. |
О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите человека от воздействия ионизирующего излучения | от 23.11.2022г. №8223 | Представлен вывод Комитета о рассмотрении 26.12.2022г. |