На закупках для COVID-19 государство теряет миллиарды: как это остановить

COVID-19
FavoriteLoadingзакладки →

Еще с весны 2020 года товары и услуги, предназначенные для борьбы с COVID-19, в Украине закупаются по упрощенной процедуре, без обязательного проведения тендеров. Однако “льготные” условия проведения закупок из возможности максимально оперативно обеспечить самым необходимым украинских врачей в условиях паники и тотального дефицита – превратились в “черную дыру”, поглощающую миллионы бюджетных средств, что создает серьезные коррупционные риски и приводит к закупкам откровенно некачественных товаров.

Изменить ситуацию мог бы законопроект №3715, предусматривающий отмену процедуры прямых закупок для “ковидных” товаров и услуг – однако он уже полгода лежит без рассмотрения. Хотя его принятие сейчас актуально, как никогда.

Сколько стоят украинцам закупки без конкуренции, почему законопроект, который может сэкономить сотни миллионов, пылится в Раде без рассмотрения, и как найти компромисс между скоростью и эффективностью “ковидных” закупок, разбирался OBOZREVATEL.

Когда в Украине весной 2020-го пришел COVID-19, выяснилось, что отечественная система здравоохранения мало готова к встрече с таким серьезным вызовом. Проблемы “вылезали” везде: в обеспеченности больниц медикаментами и аппаратурой, в наличии работающих ИВЛ и кроватей, оснащенных кислородом… Не хватало даже элементарных медицинских масок и защитных костюмов для медиков – при том, что спрос на средства индивидуальной защиты стремительно вырос. А с ним произошел и резкий скачок цен. К примеру, цены на защитные маски взлетели в 10-15 раз – и даже за такие деньги купить их в условиях тотального дефицита было непросто.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в Украине тогда оперативно изменили законодательство. В частности в части требований к проведению закупок. Народные депутаты проголосовали за включение в действующий Закон Украины “О публичных закупках” новой статьи, которая создавала специальные условия для проведения за государственные средства закупок товаров и услуг, связанных с противодействием эпидемии COVID-19. Начиная с 19 апреля, по обновленному закону, бюджетным учреждениям разрешили закупать товары и услуги, так или иначе касающиеся борьбы с эпидемией, по упрощенной процедуре. Полный список того, что можно купить без проведения обязательного аукциона, своим постановлением определил Кабмин. В него вошел как широкий перечень медицинских препаратов, так и медаппаратура, включая кислородные концентраторы и ИВЛ, тест-системы и реагенты для проведения анализов, транспорт и различные услуги для пациентов и персонала больниц, начиная от обеспечения питания и заканчивая подвозом медиков на работу. По упрощенной процедуре позволили закупать также средства индивидуальной защиты, в частности защитные костюмы, бахилы и маски.

Упрощенная процедура – необязательно прозрачная. Яркое подтверждение этому – приобретение защитных костюмов для медиков уже после утверждения новых правил “ковидных” закупок. Тогда Министерство здравоохранения Украины собралось покупать 71 тысячу китайских защитных костюмов для медиков по 400 гривен каждый на общую сумму 22 миллиона гривен. Однако ГП “Медзакупівлі”, которому было поручено провести процедуру, договорилось с украинским производителем “Текстиль-Контакт” о приобретении 90 тыс. костюмов по цене на 40% дешевле китайских – по 245 гривен за штуку. СИЗ украинского производителя полностью соответствовали требованиям МОЗ, а в их качестве убедились врачи, для которых эти костюмы уже начали покупать волонтеры.

Экономия при закупке костюмов биозащиты в Украине, а не в Китае, составила бы 13,5 млн грн – и на эти деньги можно было бы приобрести дополнительно 50 тысяч комплектов защиты.

Однако неожиданно в Минздраве изменили требования так, чтобы отвечал им только избранный ранее китайский производитель.

“Минздрав вместо того, чтобы признать ошибку относительно обязательности применения одного из европейских стандартов СИЗ, которые не являются обязательными, вместо того, чтобы упростить закупку здесь, у украинских производителей – наоборот утвердил своим приказом обязательность применения этих стандартов. И украинские производители СИЗ ему не отвечают. Ему отвечают вроде бы китайские производители… Они прописали, что швы должны быть проклеены, а не спаяны. Создается впечатление, что это выписано под кого-то конкретно. Поливариантность, что и каким образом может выглядеть, даже в нынешнем стандарте есть. А они выписали очень конкретно именно в таком виде, в котором, как я понимаю, они хотят закупить это у китайского производителя через украинскую компанию-посредника”, – комментировал тогда скандальную ситуацию руководитель “Медзакупок Украины” Арсен Жумадилов.

Умышленно или случайно Минздрав тогда затянул процесс закупки крайне важных для защиты медиков костюмов, Жумадилов не сказал. Однако подчеркнул: подобные шаги существенно ограничили конкуренцию и лишили украинских производителей возможности продавать собственные костюмы биозащиты исключительно из-за того, что они физически не успели получить необязательные ранее европейские сертификаты.

Костюмы в конце концов были закуплены в Китае – позже и дороже.