

Министерством образования и науки представлены концептуальные основы реформирования исторического образования в системе общего среднего образования.
Проект документа обнародован для общественного обсуждения.
Концептуальные основы реформирования исторического образования в системе среднего образования разработаны рабочей группой, в которую включены ученые, учителя, преподаватели, представители вузов и других институтов.
Авторы реформирования исторического образования отмечают, что сегодня в Украине пришло время внедрять изменения, которые будут определять будущее страны в течение следующих десятилетий.
Реформы украинского исторического образования, которое является базовым составляющим национальной безопасности государства, играют ключевую роль в формировании мировоззрения, бесспорно имеют первостепенное значение.
Оценивая современное состояние школьной истории авторы отмечают несоответствия между учебным временем, объемом учебного материала и ожидаемыми результатами учебно-познавательной деятельности.
Этот дисбаланс обусловлен прежде всего практикой представления национальной и зарубежной истории как отдельных хронологически выстроенных детализированных рассказов.
Сейчас содержательные темы учебных программ направлены на изучение учениками чрезмерного по объему фактографического материала. Перегруженность новыми фактами, понятиями и готовыми обобщениями отягощает, а то и делает невозможным их усвоение в течение времени, определенного в типовых образовательных программах.
Как отмечают авторы концептуальных основ реформирования исторического образования, изучение истории недостаточно ориентировано на формирование и развитие сквозных умений, предметных умений и навыков, в частности всестороннее осмысление исторического содержания.
Для обеспечения соответствия между учебным временем, объемом учебного материала и ожидаемыми результатами предлагается добирать содержание исторического материала на основе принципа возрастного соответствия, отказаться от представления истории как безальтернативного линейного (хронологического) процесса в разрезе двух отдельных предметов: всемирной истории и истории Украины, перейти к единому общеобразовательному украиноцентричному курсу «История: Украина и мир «, а также обеспечить соблюдение содержательной целостности и завершенности единого курса истории на каждом уровне полного общего среднего образования.
Кроме того, по мнению авторов реформы, одним из выразительных недостатков современных учебных текстов является попытка совместить анахроническую схему исторического процесса с рядом новаций — результатов значительного историографического прогресса и актуальных общественных потребностей.
Механическое добавление нового при условии доминирования старых объяснительных схем создает трудности с адекватным логическим представлением прошлого.
«На сегодня принципиального значения набирает вопрос: «Кем мы являемся?» (через понимание того, как украинцы формировались в нацию). Поэтому в центре должен быть разговор об идентичностях украинцев в разные периоды истории и о том, как множественность/изменчивость представлений о себе в прошлом превращалась в «мы — народ вне границ империй» во время создания модерных наций «, — отмечают авторы концептуальных основ реформирования исторического образования.
В то же время разговор о прошлом должен ориентироваться на формирование у ученичества определенных норм сожительства — уважения к другому, принятие чужой позиции и умение вести диалог.
В таком рассказе должно найтись место для всех народов, которые проживали на территории нынешней Украины. Такой подход должен убрать лоскутность в действующих модельных учебных программах, учебниках, пособиях, где история разных народов нынешней Украины отражается отдельно.
Замена оси старой схемы украинской истории, вокруг которой выстраивалось прошлое, требует введения в повествование нескольких контекстов. Это в первую очередь материал, связанный с государствами, куда входили украинские земли.
«Важно, чтобы ученичество чувствовало полную органичность украинских исторических процессов в сопоставлении и сравнении с европейскими и всемирными. Эта органичность должна опираться на тезис, что почти все государственные образования, которые существовали на украинских землях, создавались и руководствовались при непосредственном участии русских/украинских элит «, — говорится в документе.
Кроме того, включенность украинской истории в европейскую и мировую является очень необходимой также ввиду невозможности объяснить ряд явлений в отрыве от общих процессов.
В то же время, подчеркивая включенность Украины прежде всего в европейское пространство, следует учитывать органическое присутствие в ней как западных, так и восточных черт и воздействий. Новую роль стоит определить и для истории дипломатии, в частности феномена «культурной дипломатии», оприявленного в миграциях интеллектуалов и художников.
Авторы концепции предлагают организовать изучение истории по следующим концентрам:
-адаптационно-игровой (информационно-ознакомительный) — 1-2 классы (реализуется на основе принципа внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания), который предлагает самые общие сведения о человеке, семье, семье, общине, родном крае, Украине как государстве;
-начальный (информационно-фрагментарный) — 3-4 классы (реализуется на основе принципа внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания), который в беллетризованном виде предлагает самые яркие сюжеты истории Украины, об Украине в Европе и в мире;
-пропедевтический (фрагментарно-сюжетный) — 5-6 классы (по 2 час. в неделю для каждого класса), который опирается на исторические сведения, полученные в начальных классах, готовит к изучению систематического курса истории и представляет отдельные значимые сюжеты истории Украины и мира от древнейших времен до сегодняшнего дня;
-базовый (информационно-событийный) — 7-9 классы (по 3 час. в неделю для каждого класса), который систематически представляет основные события истории Украины и мира от древнейших времен до настоящего в соответствии с исторически-культурными периодами;
-профильный (проблемно-тематический) — 10-11 и 12 классы (3 час в неделю для профильно-адаптационного 10 класса; по 3 час. в неделю для 11-12 классов неисторических профилей; по 6 часам в неделю для 11-12 классов исторического профиля), который представляет историю Украины и мира через основные явления и процессы от древнейших времен до настоящего и реализуется через взаимодействие единого общеобразовательного украиноцентричного и специальных (в соответствии с профилем) курсов.