МОН планирует реформировать школьное историческое образование

историческое образование
FavoriteLoadingзакладки →

Министерством образования и науки представлены концептуальные основы реформирования исторического образования в системе общего среднего образования.

Проект документа обнародован для общественного обсуждения.

Концептуальные основы реформирования исторического образования в системе среднего образования разработаны рабочей группой, в которую включены ученые, учителя, преподаватели, представители вузов и других институтов.

Авторы реформирования исторического образования отмечают, что сегодня в Украине пришло время внедрять изменения, которые будут определять будущее страны в течение следующих десятилетий.

Реформы украинского исторического образования, которое является базовым составляющим национальной безопасности государства, играют ключевую роль в формировании мировоззрения, бесспорно имеют первостепенное значение.

Оценивая современное состояние школьной истории авторы отмечают несоответствия между учебным временем, объемом учебного материала и ожидаемыми результатами учебно-познавательной деятельности.

Этот дисбаланс обусловлен прежде всего практикой представления национальной и зарубежной истории как отдельных хронологически выстроенных детализированных рассказов.

Сейчас содержательные темы учебных программ направлены на изучение учениками чрезмерного по объему фактографического материала. Перегруженность новыми фактами, понятиями и готовыми обобщениями отягощает, а то и делает невозможным их усвоение в течение времени, определенного в типовых образовательных программах.

Как отмечают авторы концептуальных основ реформирования исторического образования, изучение истории недостаточно ориентировано на формирование и развитие сквозных умений, предметных умений и навыков, в частности всестороннее осмысление исторического содержания.

Для обеспечения соответствия между учебным временем, объемом учебного материала и ожидаемыми результатами предлагается добирать содержание исторического материала на основе принципа возрастного соответствия, отказаться от представления истории как безальтернативного линейного (хронологического) процесса в разрезе двух отдельных предметов: всемирной истории и истории Украины, перейти к единому общеобразовательному украиноцентричному курсу «История: Украина и мир «, а также обеспечить соблюдение содержательной целостности и завершенности единого курса истории на каждом уровне полного общего среднего образования.

DOSSIER →   "Слуги" заявили, что тестируют усиление власти Зеленского: украинцы в ярости, а Корниенко объяснился

Кроме того, по мнению авторов реформы, одним из выразительных недостатков современных учебных текстов является попытка совместить анахроническую схему исторического процесса с рядом новаций — результатов значительного историографического прогресса и актуальных общественных потребностей.

Механическое добавление нового при условии доминирования старых объяснительных схем создает трудности с адекватным логическим представлением прошлого.

«На сегодня принципиального значения набирает вопрос: «Кем мы являемся?» (через понимание того, как украинцы формировались в нацию). Поэтому в центре должен быть разговор об идентичностях украинцев в разные периоды истории и о том, как множественность/изменчивость представлений о себе в прошлом превращалась в «мы — народ вне границ империй» во время создания модерных наций «, — отмечают авторы концептуальных основ реформирования исторического образования.

В то же время разговор о прошлом должен ориентироваться на формирование у ученичества определенных норм сожительства — уважения к другому, принятие чужой позиции и умение вести диалог.

В таком рассказе должно найтись место для всех народов, которые проживали на территории нынешней Украины. Такой подход должен убрать лоскутность в действующих модельных учебных программах, учебниках, пособиях, где история разных народов нынешней Украины отражается отдельно.

Замена оси старой схемы украинской истории, вокруг которой выстраивалось прошлое, требует введения в повествование нескольких контекстов. Это в первую очередь материал, связанный с государствами, куда входили украинские земли.

«Важно, чтобы ученичество чувствовало полную органичность украинских исторических процессов в сопоставлении и сравнении с европейскими и всемирными. Эта органичность должна опираться на тезис, что почти все государственные образования, которые существовали на украинских землях, создавались и руководствовались при непосредственном участии русских/украинских элит «, — говорится в документе.

Кроме того, включенность украинской истории в европейскую и мировую является очень необходимой также ввиду невозможности объяснить ряд явлений в отрыве от общих процессов.

DOSSIER →   УКРАИНА ИМЕЕТ ВСЕ ШАНСЫ РАЗРУШИТЬ АГРАРНУЮ ПОЛИТИКУ ЕВРОПЫ: ОБЗОР POLITICO

В то же время, подчеркивая включенность Украины прежде всего в европейское пространство, следует учитывать органическое присутствие в ней как западных, так и восточных черт и воздействий. Новую роль стоит определить и для истории дипломатии, в частности феномена «культурной дипломатии», оприявленного в миграциях интеллектуалов и художников.

Авторы концепции предлагают организовать изучение истории по следующим концентрам:

-адаптационно-игровой (информационно-ознакомительный) — 1-2 классы (реализуется на основе принципа внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания), который предлагает самые общие сведения о человеке, семье, семье, общине, родном крае, Украине как государстве;

-начальный (информационно-фрагментарный) — 3-4 классы (реализуется на основе принципа внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания), который в беллетризованном виде предлагает самые яркие сюжеты истории Украины, об Украине в Европе и в мире;

-пропедевтический (фрагментарно-сюжетный) — 5-6 классы (по 2 час. в неделю для каждого класса), который опирается на исторические сведения, полученные в начальных классах, готовит к изучению систематического курса истории и представляет отдельные значимые сюжеты истории Украины и мира от древнейших времен до сегодняшнего дня;

-базовый (информационно-событийный) — 7-9 классы (по 3 час. в неделю для каждого класса), который систематически представляет основные события истории Украины и мира от древнейших времен до настоящего в соответствии с исторически-культурными периодами;

-профильный (проблемно-тематический) — 10-11 и 12 классы (3 час в неделю для профильно-адаптационного 10 класса; по 3 час. в неделю для 11-12 классов неисторических профилей; по 6 часам в неделю для 11-12 классов исторического профиля), который представляет историю Украины и мира через основные явления и процессы от древнейших времен до настоящего и реализуется через взаимодействие единого общеобразовательного украиноцентричного и специальных (в соответствии с профилем) курсов.

DOSSIER →   Желающих выделять средства Украине все меньше — министр Марченко

 

osvita.ua