Какой подарок контрабандистам приготовили наши законотворцы?

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Нынешний кризис и формат посткарантинной экономики – это набор системных вызовов, со многими из которых мы еще не сталкивались. В этой новой парадигме выживут те страны, которые сумеют оптимизировать налоговое администрирование.

Один из ведущих экономистов мира Артур Лаффер, автор концепции «экономики предложения» и модели «Рейганомики», сейчас консультирует Узбекистан, и плоды его консультаций уже дают о себе знать. Государство должно сокращать налог на труд и производственный капитал и увеличивать налоги на непродуктивные активы.

Кроме того, в условиях системного кризиса реального сектора экономики важно не задушить «дойные коровы» бюджета – рентные и акцизные отрасли. Их финансовые отчисления в бюджет в период посткарантинной экономики будут играть чуть ли не главную роль, если не считать косвенный налог на потребление – НДС, который, кстати, придется сокращать для социальных товаров и услуг.

На данный момент в топ-10 компаний крупнейших плательщиков налогов входят четыре табачные компании. Остальные – это добыча нефти и газа, транзит газа и рынок электроэнергии. То есть уже понятны перспективы наполнения бюджета в 2020-2021 годах на фоне исторически низких цен на топливо на мировых рынках, падения потребления электроэнергии и колоссальных долгов энергорынка и его структурных тарифных перекосов. Не говоря уже о сокращении транзита.

После того, как у «Нафтогаза» заберут 38 млрд грн на дивиденды и налоги, там уже ничего не останется (все то, что собирали несколько лет в виде «шоковых» тарифов с населения, государство проест за пару месяцев).

А что же с отраслями, которые «несут золотые яйца»? Мы уже утратили под видом борьбы с коррупцией уникальный шанс создать вертикально-интегрированную спирто-зерновую компанию, которая могла стать донором бюджета. Теперь эти сверхдоходы осядут в карманах частных водочных компаний.

Читайте также на DOSSIER:  Послы G7 о встрече по судебной реформе в Офисе президента Украины: Услышали все стороны

А что же с сигаретным акцизом? Законодательные изменения в 2019 году уже привели к ситуации, когда производство сигарет сократилось на 12,9%, а отчисления по акцизу составили всего 44,4 млрд грн, или 79,5% от плана. Если бы количество курильщиков тоже сократилось на 12,9% — эти финансовые потери были бы оправданы, но этого явно не произошло.

Я сейчас анализирую несколько кейсов по возможным рискам усиления контрабанды сигарет и законодательным инициативам. Есть такой законопроект № 2813, который наряду с некоторыми дискуссионными моментами предлагает ввести так называемую «стандартную пачку». К чему это приведет?

Вспоминается один глава региональной таможни, который в частной беседе говорил, что контрабанда сигарет у нас намного превосходит по финансовым параметрам наркотрафик. Тема «стандартной пачки», или «единого стандарта упаковки» была применена в шести странах мира и практически везде привела к одним и тем же результатам.

Например, в Австралии сокращение курильщиков составило за три года 0,55%. С другой стороны, сегмент потребления сместился в сторону дешевых сигарет и контрафактной продукции, то есть удар по здоровью нации и бюджетным поступлениям намного перевесил небольшой показатель снижения количества курильщиков.

Почему контрабандисты «ждут» принятие этого закона? Контролировать оборот «тары» практически невозможно, зато себестоимость и технология подделки заметно сократятся, ведь все унифицировано, и намного проще поставить на поток унифицированный контрафакт, нежели подделывать индивидуальные корпоративные упаковки.

Единый стандарт – это рост себестоимости легальной продукции и ее цены. Чем выше себестоимость, тем ниже официальные продажи и меньше акцизных сборов. И тем больше дешевых сигарет на рынке и контрафакта на границе. Я имел возможность ознакомиться с отчетом известной компании PWC, согласно которому внедрение этого закона принесет Украине убытки на 15 млрд грн.

Читайте также на DOSSIER:  Трое из ларца. Кто виноват в украинской бедности и почему воз реформ и ныне там

Контрабандный кейс показывает, что на одной пачке сигарет можно заработать до 2 евро или 1 млн евро на контейнерной партии. В Чехии и Польше удельный вес сигаретного контрабаса – от 16% до 25%, в Греции – все 40%. Во Франции и Германии – от 12% до 15%. За такую рентабельность и рынки сбыта будут цепляться зубами.

Сегодня есть и альтернативные законопроекты, которые соответствуют директивам ЕС и, в частности, направлены на запрет ароматических добавок, увеличение размеров медицинских предупреждений, дегламуризацию упаковок и т. д.

Что касается упомянутого выше законопроекта № 2813 – это типичный образчик применяемой ныне технологии законотворчества: материализация мыслей, почерпнутых в грантовых структурах на основании нескольких презентаций, плюс полное непонимание базовых рисков для страны.

В такие законопроекты после их принятия очень легко вползает частный интерес.

Вместо регулируемого в интересах государства рынка, где хоть отчасти можно реализовывать системные программы по ограничению вреда для здоровья нации, получим рынок дешевых «самокруток» и стандартизированную по упаковкам контрабанду.

Алексей Кущ