Казалось бы, где строительные сметы, а где вектор геополитического развития Украины. Но в жизни все начинается с малого…
Представим, что война закончилась и президент-победитель, засучив рукава, берется за восстановление изувеченного государства, ожидая, что инвесторы уже выстроились в очередь и подготовили капиталы. Но, судя по разгулу коррупции на всех уровнях, упрямо игнорируемому властью, вряд ли на Банковой осознают, насколько на самом деле сложной будет борьба за деньги для восстановления. Вряд ли ожидают, что каждую копейку придется добывать в борьбе не меньшими усилиями, чем каждый метр нашей земли сейчас.
Суверенные инвесторы уже показали свое отношение к «привычным украинским практикам», создав отдельный институт. Он занимается действиями мошенников и коррупционеров, которые будут использовать деньги, выделенные на помощь Украине. Ведь западные политики несут ответственность перед электоратом за его средства.
Но можем ли мы дать потенциальным инвесторам равноценные гарантии целевого использования, сохранения и приумножения? Сейчас — вряд ли. История о «золотых яйцах» Минобороны — не что-то исключительное. Вот коррупционные истории, о которых писало ZN.UA только в последнее время: схемы на содержании дорог, угольные схемы, «зерновые» схемы, схемы в БЭБ, заговор на рынке электроэнергии, поднятые «Энергоатомом» десятки миллионов на мешках… Трудно не увидеть тренд. И за какую веревку ни дерни, все приводят на Банковую…
Конечно, Земля — круглая, деньги есть не только на Западе. Можно поискать инвестиции на Ближнем Востоке или в Китае. Толерантность к коррупции там выше, требований меньше, а любые упоминания о подотчетности электорату звучат, как неуместная шутка.
Ну, может, и действительно не нужны нам эти доллары, если к нам в очередь выстроились китайские и арабские инвесторы?
Обманчивость китайских «инвестиций» заключается в том, что, во-первых, они всегда получают от этих инвестиций больше, чем принимающие страны. А во-вторых, абсолютно толерантное отношение китайцев к тому, как из их кредитов нарезают себе маржу всякие аборигены, развращает местные элиты. Чем, собственно, помогает этим элитам держаться за власть. Например, Китай одной рукой помогает власти Ирана в противостоянии с Западом, а другой — поставляет этой же власти системы распознавания лиц для подавления внутренних протестов.
Аналогично по-наплевательски относятся ко всяким комплаенсам и антикоррупционным экспертизам и представители Аравийского полуострова, где Владимир Зеленский сразу после инаугурации уже начинал договариваться об инвестициях. Последствия те же.
Поэтому украинцам надо будет забыть о какой-либо принадлежности к миру западной демократии в случае, если наша власть, не найдя взаимопонимания с Западом в вопросах антикорра, нацелится на китайско-арабский вектор и выведет Украину из евроатлантических цепочек поставок товаров, технологий и оружия.
Это очень радикальный сценарий, который уже проходил Янукович. Он набрал миллиардных кредитов в Китае, которые разворовывали всей «Партией регионов». А потом в 2013 году решил не подписывать никаких соглашений с Евросоюзом, и что было дальше, мы все помним.
Скорее всего, Майдан помнят и на Банковой. Поэтому более вероятно, что они выберут более присущий им сценарий очковтирательства. Это когда одной рукой расписываешь, как все будет антикоррупционно, прозрачно и красиво, а другой — собираешь маржу со строительных смет. Мы уже видим ростки этого сценария, к сожалению, он для нас не нов.
В 2020 году Украина получила от МВФ немалые средства на наполнение Фонда борьбы с COVID-19. Половину его денег потратили на асфальтирование дорог, которое назвали мерой по оживлению экономики. Общественность тогда пыталась получить данные о том, как же на самом деле тратились эти деньги, но «Укравтодор» не обнародовал в «Прозорро» сметы с ценами стройматериалов. Юристы «Центра противодействия коррупции» несколько месяцев «выбивали» из автодоровцев эти файлы. И по одному из «ковидных» ремонтов это удалось. Служба автодорог в Полтавской области с третьего запроса предоставила смету ремонта трассы Р-60 стоимостью 445 млн грн. Этот ремонт на 40% был профинансирован из «ковидного» фонда. Как подсчитали «Наші гроші», цены асфальта и других стройматериалов были завышены суммарно на 90 млн грн. То есть 20% полумиллиардного контракта пошло на маржу.
Повторение сценария сокрытия от иностранных доноров украинской маржи с тех пор стало не только более вероятным, но и еще более легализованным. Прямо сейчас командой Кубракова меняется нормативная база для строительной отрасли как раз для того, чтобы она стала более понятной иностранным компаниям. Очень важно, чтобы в ходе этих изменений из нормативки не выпала обязательность обнародования цен на строительные материалы, используемые в гражданском строительстве и ремонте дорог. Действительно, у иностранцев такой детализации нет, но нет у них и такого уровня коррупции, и такой схемной креативности, и такой безнаказанности, как у нас. Завышенные цены стройматериалов были, есть и останутся основным источником для извлечения маржи. Обнародование смет остается лучшим залогом для борьбы с коррупцией.
По сути, асфальт, бетон и металл в сложных сметах являются такими же секретными ингредиентами, как и яйца, картофель и яблоки, цены которых скрывало Министерство обороны. Как только общественности удалось добиться, чтобы был принят закон о публикации цен отдельных продуктов, то цены сразу полетели вниз. Сначала там была цена картофеля 21–27 грн за килограмм при магазинной цене 7–9 грн. Когда расследование ZN.UA показало эти скандальные цены, Минобороны снизило свой картофельный прайс до 14–18 грн. А сейчас вообще под принуждением нового закона проводят новые тендеры на питание солдат с предельной ценой картофеля 9,60 грн за килограмм. То есть уже почти по цене магазина. И особо отметим — это не для тылового Львова или Тернополя. Это для воинских частей в Донецкой и Запорожской областях (см. приложение с предельными ценами к каталогу).
Вот что делает животворящая прозрачность с публикацией «сметных ингредиентов».
А отсюда и рецепты для борьбы с коррупцией на «Большом восстановлении» и, как следствие, сохранение западного вектора развития.
Первое — это превенция: надо кровью на мраморе высечь обязанность заказчиков публиковать в «Прозорро» именно сметные цены стройматериалов. Без каких-либо компромиссов и печальных историй о «международных правилах». Без этого американские и европейские избиратели будут иметь красивую DREAM, за фасадом которой и будет происходить самое интересное. И это касается не только центральных органов власти, но и региональных. Там тоже есть мастера распила. Например, в ремонт больницы в Каменском на Днепропетровщине зашили утеплитель для стен по цене в шесть(!) раз выше магазинной.
Второе — неотвратимость наказания: надо будет гнать Ермака как можно дальше от Банковой, обеспечив реальную независимость НАБУ и САП — единственным органам, которые еще способны на борьбу с коррупцией, а не с конкурентами. Времена, когда от коррупционных историй можно было отмахнуться сообщением о вражеском ИПСО, стремительно подходят к концу.
Кажется, не так уж много и надо — открытость и контроль. Но даже этот минимум для Банковой неподъемный.
Кажется, что вопрос открытости смет — ну точно не краеугольный камень жизни страны, но это точно та бабочка, на которую в известном рассказе Брэдбери наступили путешественники в прошлое, а вернувшись домой, обнаружили, что их либеральный мир превратился в диктатуру. Лучше не наступать.
Юрий Николов
Журналист и основатель проекта «Наши деньги», Украина
Юлия Самаева
Редактор отдела экономики ZN.UA