Как в Украине хотят объявить налоговую амнистию

налоговую амнистию
FavoriteLoadingДобавить в избранное

В Верховной Раде зарегистрированы четыре президентских законопроекта о налоговой амнистии № 5153, № 5154, № 5155, № 5156.

Понятие Налоговой Амнистии

Налоговая амнистия — это одноразовая акция государства, когда определенным категориям лиц предоставляется разрешение освободить от налогов определенные доходы, которых они раньше не задекларировали, в течение ограниченного промежутка времени. При этом декларанты платят государству фиксированный налог от «амнистированных» суммы доходов.

Существует также «амнистия капиталов», которую часто путают с налоговой амнистии, хотя направлена ​​она больше на легализацию активов, которые были в свое время приобретены и некорректно задекларированные или вовсе не задекларированные, а не на «прощения» неуплаченных налогов.

Еще одной очень важной чертой налоговых «амнистий» является то, что налогоплательщики обычно не просто получают возможность легализовать свои средства, но и освобождаются от уголовной ответственности за то, что не уплатили налогов в течение предыдущих налоговых периодов.

Зарубежный опыт

За рубежом, налоговые амнистии проводятся довольно регулярно. Особенно часто это происходит в тех государствах, в проведение налоговой амнистии даёт ощутимый экономический эффект.

Некоторые страны проводят амнистии с интервалом в 5-10 лет и с разным уровнем успешности.

Сторонники налоговой амнистии в Украине надеются на успех, апеллируя к опыту Италии или США. Однако, например, в Грузии, где налоговая амнистия состоялась не так давно, её результаты оцениваются более чем скромно. Некоторые эксперты, комментируя результаты налоговой амнистии в Грузии, использовали формулировку «провал». По оценкам экспертного сообщества, основным препятствием для успеха налоговой амнистии в Грузии, оказалась недоверие граждан к государственным органам.

Если же говорить о том, какие виды, налоговых амнистий, применялись в иностранных государствах  последние 20 лет, — это гибрид амнистий налогов и капиталов.

Украинская модель налоговой амнистии

Законопроекты Президентского пакета, предусматривают в период с 1 июля 2021 до 1 июля 2022, провести однократное добровольное декларирование активов физических лиц.

Читайте также на DOSSIER:  Запущен процесс внедрения электронных больничных листов

В этот период можно будет подать одноразовую (специальную) добровольную декларацию с указанием активов, принадлежащих субъекту декларирования на праве частной собственности, если такие активы были получены за счет доходов, с которых не были уплачены налоги и сборы и / или не были задекларированы в нарушения налогового законодательства и валютного законодательства в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года.

Такую возможность получают все граждане Украины, кроме лиц, которые по любой год, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с законами о предотвращении коррупции (кроме претендовавших, или претендующих на занятие соответствующих должностей, но не назначенных, или избранных на такие должности).

Декларация

Подать добровольную декларацию можно будет обезличенно (без идентификации декларанта) через специально уполномоченного представителя декларанта — нотариуса в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В то же время этой возможности не имеют право воспользоваться декларанты, которые в соответствии с Законом о предотвращении коррупции считаются близкими лицами лиц, за любой год, начиная с 2005 года, подавали или должны подавать декларации.

В декларации не будет указываться информация об источниках происхождения задекларированных активов.

В декларации могут быть отражены валютные ценности (за исключением средств в наличной форме), ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, доли (паи) в имуществе юридических лиц, находящиеся (зарегистрированные) как в Украине, так и за рубежом.

Ставки сбора добровольного декларирования

Сбор с однократного (специального) добровольного декларирования будет определяться, исходя из следующих ставок:

  • — 5% по валютных ценностей, размещенных на счетах в банках в Украине и прав денежного требования к резидентам Украины при определенных условиях, а также других активов, находящихся (зарегистрированные) в Украине;
  • — 9% по валютных ценностей, размещенных на счетах в финансовых учреждениях за рубежом и прав денежного требования к нерезидентам Украины при определенных условиях, а также других активов (в том числе движимого и недвижимого имущества, имущественных и корпоративных прав, финансовых инструментов), находящихся (зарегистрированные) за рубежом;
  • — 2,5% по номинальной стоимости государственных облигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 января 2021 до 20 июня 2022 для представления одноразовой (специальной) добровольного декларации.
Читайте также на DOSSIER:  Министерство аграрной политики существует четыре месяца. Почему оно не работает?

Государственные гарантии декларанту

Государство гарантирует субъекту однократного (специального) добровольного декларирования:

  • освобождение от ответственности за нарушение налогового, валютного законодательства и от обязанности начисления и уплаты налогов и сборов в отношении доходов, которые стали источником получения (приобретения) активов;
  • неразглашении сведений, содержащихся в одноразовых (специальных) добровольных декларациях и приложенных к ним документах, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законами или решением суда;
  • запрет, кроме определенных законом случаев, на использование сведений, содержащихся в одноразовой (специальной) добровольной декларации, в расследованиях и / или проверках в отношении декларанта.

Перечень приобретённого имущества, не подлежащего декларированию

В случае, если гражданин не подал декларацию, но в указанный в законопроекте период, приобрел имущество, оно будет считаться таковым, что с него уплачены все необходимые налоговые платежи. В законопроектах указаны следующие виды такого имущества:

  • квартира общей площадью, не превышающей 120 кв. метров или жилой дом до 240 кв. метров при условии наличия у такого физического лица права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения;
  • нежилые здания некоммерческого назначения и / или нежилые здания незавершенного строительства некоммерческого назначения общей площадью, не превышающей 60 кв. метров;
  • земельные участки, размер которых не превышает нормы бесплатной передачи;
  • одно транспортное средство личного некоммерческого использования, который на дату завершения периода однократного (специального) добровольного декларирования принадлежал физическому лицу на праве собственности (кроме транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 человек i больше, легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя не менее 3000 куб. см и / или среднерыночной стоимостью более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2021, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты и катера)
  • другие активы, кроме указанных выше, суммарная стоимость которых на дату завершения периода однократного (специального) добровольного декларирования не превышает 400 тыс. гривен.
Читайте также на DOSSIER:  "Нет денег даже на конверты". Почему из судов массово увольняются люди и чем это грозит

Ожидания бизнеса, преимущества для граждан

Главное ожидание бизнеса от введения налоговой амнистии – это возможность после её окончания, получить законную возможность выйти на зарубежные рынки в качестве инвестора. Как известно, например, в государствах Евросоюза, при желании иностранного инвестора выйти на рынок и реализовать какой – либо инвестиционный проект, от него могут потребовать подтверждения налоговой истории за весь период существования компании. Многие предприятия Украины, существующие, ещё с 90-х годов, по утверждениям экспертов, имеют весьма запутанную налоговую историю. Поэтому для них налоговая амнистия и будет так важна.

Ну и самое главное – проведение налоговой амнистии может дать толчок к повышению доверия граждан к государству и его инициативам. Хотя и в этом вопросе, есть подводный камень – налоговая амнистия не должна побуждать граждан к нерегулярной уплате налогов и их возможному сокрытию в надежде на следующую амнистию.

В любом случае, такое мероприятие, скорее полезно, чем нет. Даже если государство, в следствии проведения налоговой амнистии, дополнительно получит в бюджет несколько миллиардов гривен, это будет весьма неплохим результатом.

Денис Кондаков