К сожалению, провальные решения или бездействие правительства и законодателей привели к катастрофическим последствиям для экономики Украины и населения.
К трехкратной девальвации гривны, 302 млрд грн потерь бизнеса и населения из-за так называемой «чистки» украинских банков, общему росту на 139% потребительских цен за последние 4 года и так далее. Власть так и не сделала коррупцию и всех этих «смотрящих» общенациональным злом, против которого воюет вся нация.
А ведь мы не забыли, что «ангажировали» президента и премьер-министра исключительно для двух целей: первая — достижение мира на востоке Украины и вторая — подъем украинской экономики. Однако в потенциально богатейшей европейской стране Украине имеем многочисленное нищее население. Именно в этом, а не в высокой инфляции корень всех наших проблем. И в следующем, 2019 году, Кабмин и НБУ по-прежнему не будут давать людям деньги, то есть фактически не смогут реально повысить и проиндексировать зарплаты и пенсии. Так, например, считают в Счетной палате, отмечая, что у властей слишком сильно ограничены для этого возможности, так как более 40% доходов госбюджета-2019 предстоит направить на обслуживание и погашение госдолга.
Соответственно, потом эти заработанные деньги наши люди не смогут потратить на подъем украинской же экономики. Не поэтому ли власти так часто стали объяснять свои провальные действия одним грозным словом «инфляция»? Однако почему-то ни в одной европейской стране нет такой высокой инфляции, как в Украине. И у них чиновники не предупреждают население, дескать, если повысим зарплаты и пенсии – взлетит очередной виток инфляции. Более того, зарплаты и пенсии их граждан в разы выше, чем у наших, однако инфляция едва поднимается до 1-2%. В последнее время все чаще в экспертной среде слышу рассуждения о том, дескать, потенциал падения финансового рынка еще не исчерпан, ни банки, ни наши граждане не знают, что делать?
Тогда зачем снова выдавать потребительские кредиты, если население «на мели»? И зачем брать деньги у Международного валютного фонда, если почти по уши сидим в долгах? Получается замкнутый круг. А в середине этого круга первая страшилка – это обязательства по государственным облигациям, то есть суверенные долги. Вторая страшилка – это рынок муниципальных и корпоративных облигаций. Любой «взрыв» — либо евробондов и ОВГЗ, либо корпоративных долгов – вызовет мощный эффект бегства, например, в американское качество, плюс на просадке товарных рынков получим мощный отток капитала из Украины.
Вопрос времени, когда начнется коррекция или падение украинского рынка облигаций. Если это падение начнется, то инвесторы, как обычно, побегут из высокодоходных облигаций. Мы тут же получим резкое падение рынка ОВГЗ и сильную девальвацию гривны. Уже к концу 2018 года вероятен сценарий, когда начнется обвал гривневых облигаций и в целом рисковых активов (не поэтому ли большая приватизация переносится на 2019 год, чтобы можно было еще дешевле все покупать).
Да, это иллюзия, что можно долго жить с огромными государственными и корпоративными долгами, имея при этом вроде бы достаточную ликвидность в банковской системе. Опыт других стран показывает, что кризис долгов наступает после начала роста экономики, после окончания периода спада. Вот и у нас сейчас депозитная база немного увеличивается, причем быстрее, чем активы банков, то есть объемы выданных кредитов. И самое страшное не в том, что активы не соответствуют пассивам (это можно «нарисовать» для НБУ), а в том, что активы не приносят денежных потоков. При этом надо обслуживать депозитную базу, а только за последнюю неделю в Украине средние ставки по банковским вкладам поднялись во всех валютах. Логично возникает вопрос: когда наступит типичный кассовый разрыв? И не придется ли тогда отдельным банкирам выходить к своим клиентам и кричать: «Вкладчики, которые хотят у нас забрать деньги, нам больше не нужны».
Ну и хотя сегодня мы видим достаточную ликвидность в отдельных банках, то есть их пассивы формируют хорошие возможности для кредитования, но кредитовать, к сожалению, некого. Поэтому у них реальная проблема — куда размещать денежные средства? В ОВГЗ – опасно, а акций надежных эмитентов почти нет. Выходит, возникает незначительный избыток текущей ликвидности в ряде банков и очевидный дефицит долгосрочной ликвидности. И это очень опасно для банковской системы в целом, как и для процесса кредитования в частности.
Тогда нашим властям надо честно сказать, что пик экономического развития мы прошли. Причем все эти наихудшие сценарии происходят у нас в условиях низкого доверия к органам власти, к банковской системе, к действиям Минфина и к НБУ. Словом, банковский сектор Украины так до сих пор и не спасли, просто дали чуть дольше пожить. Поэтому особенно остро ощущается потребность в новых идеях и новых лицах — они должны произвести перезапуск украинского рынка, они же предложат проект Инвестиционного кодекса Украины и новую Национальную программу реформирования рынка, а не дальнейшую «зачистку» банковской системы. Кстати, на следующий год эта финансовая власть уже собирается забить в бюджет-2019 дополнительно 14 млрд грн для Фонда гарантирования вкладов, а значит, планирует пустить под нож еще не менее десятка банков.
Что ж, потеря доверия к банкам со стороны населения — это ключевой фактор, который делает невозможным быстрый выход украинской банковской системы и реального сектора экономики на качественно новый уровень. И, к сожалению, мы до сих пор не видим в экономике страны хоть каких-то позитивных сдвигов. Почему? Потому что бюджетными ресурсами управляют коррумпированные и наглухо бездарные ведомства. А финансово-экономические реформы, еще не начавшись, с треском провалились. Ну и теперь пошел процесс снижения важности Украины как партнера Западного блока. Особенно европейцы оказались неготовыми к такому высокому уровню финансовых запросов украинских топ-чиновников и политиков.
Наконец в Евросоюзе поняли, что тот объем финансовых средств, который понадобится от Запада на содержание украинской экономики и социалки, будет для него неподъемным. Увы. А вообще на Банковой и Грушевского понимают, что это неминуемо вызовет очередную и более жесткую попытку пересмотра социального контракта с властью? Возможны и новые социальные потрясения, исход которых сейчас просчитать просто невозможно. Поэтому пора сворачивать пиар, он уже не срабатывает, мы вошли в преддефолтный период, что станет концом времени «экономического чуда» Владимира Гройсмана и его Кабмина. Балабольство закончилось.