В новом Меморандуме МВФ дана оценка реформ в украинской банковской системе и хорошо проанализирована ситуация за период с июня 2014, когда главой НБУ стала Валерия Гонтареве, и до наших дней.
Оценка получилась действительно интересная и поучительная. Тем более что, в отличие от публичных заявлений спикеров МВФ, в Меморандуме МВФ больше цифр и фактов, которые хорошо показывают, как изменилась банковская система Украины после реформ, которые проводил НБУ во главе с Валерией Гонтаревой совместно с советниками с МВФ.
В середине 2014 года в Украине было 174 банка, теперь их только 110. Массовое закрытие банков было одной из главных черт реформ Гонтаревой. Как результат, в Украине произошел процесс монополизации банковского рынка. Согласно данным МВФ, если в июне 2014 года двадцать самых больших банков Украины контролировали 79% банковского рынка, то в июне 2016 года они уже контролировали 91%. Фактически банковская система Украины превратилась из рыночной в монопольную модель, где небольшая группа банков фактически контролирует весь банковский сектор и может диктовать монопольные правила. Украинцы уже обратили внимание, что ставки по депозитам, особенно в валюте, стали очень низкими, и даже не способны перекрывать инфляцию в стране. То же самое можно сказать и о ставках по депозитам в гривне. Большое количество крупных банков установили заведомо заниженные ставки по депозитам для физлиц, и явно настроены их и дальше снижать. Это и есть эффект монополии, когда у населения нет выбора, и люди вынуждены отдавать деньги в банк под низкий процент. В результате депозиты теряют свою привлекательность как объект накопления денег. Очень сложно в условиях Украины, когда инфляция больше 20-25% в год, размещать депозиты по ставке 5% годовых и надеяться на чудо. Но, в условиях монопольного рынка эта тенденция и дальше будет сохраняться. Ставки по депозитам будут все ниже, так как нет эффекта рынка и можно устанавливать заведомо заниженные ставки по депозитам, зато банковские тарифы будут расти и расти. Тенденция роста банковских тарифов стала проявляться недавно, но уже заметно, что банки, имея монопольное положение стали все чаще и чаще навязывать украинцам высокие тарифы, понимая, что альтернативы нет, и украинцы согласятся. Монополия, это всегда плохо, как бы не старались объяснить, что это стимулирует стабильность рынка. В действительности стабильность банковской системы от этого не повышается, а повышаются только монопольные тарифы.
На сайте МВФ представлен показатель «банковские кредиты к ВВП». За июнь 2014 года этот показатель был 7,5%, а вот за июнь 2016 года минус 17,1%. К сожалению, после «реформ Гонтаревой» банковская система не кредитует экономику. Для роста экономики очень важно, чтобы кредитование росло, и росло ускоренными темпами. Даже показатель за июнь 2014 года явно занижен. Предоставляя кредиты бизнесу, банки тем самым стимулируют рост экономики Украины. С учетом специфики экономики Украины для расширения производства бизнес чаще всего использует именно банковские кредиты. Это позволяет бизнесу открывать новые производственные участки и создавать новые рабочие места, что, соответственно, уменьшает долю безработицы и, что самое главное, стимулирует рост реальной заработной платы в Украине. Если мы хотим, чтобы украинцы не уезжали за границу в поисках работы и лучшей жизни, а связывали свое будущее с Украиной, нужно как раз развивать и активизировать кредитование экономики Украины, тогда действительно зарплата будет конкурентоспособной и привлекательной и в нашей стране. Но, как видите, НБУ не справляется со своей задачей. Он фактически своими реформами уничтожил кредитование в Украине. И теперь стоит задача возродить кредитование. Без кредитования рост экономики Украины невозможен, и любые кредиты МВФ, и разговоры о реформах не помогут. Тут один фактор: есть кредитование, или его нет. И если нет, то – что дальше?
А дальше другой показатель с сайта МВФ: «доля проблемных кредитов в общем портфеле кредитов в Украине». На июнь 2014 года этот показатель был 14,6%, а на июнь 2016 года 30,4%, это с учетом финансовой помощи НБУ, а без учета финансовой помощи НБУ на июнь 2016 года доля проблемных кредитов около 49% от общего количества выданных кредитов. Сложно понять логику реформ НБУ, когда Гонтарева постоянно заявляла, что главная цель закрытия банков, это очистка рынка от проблемных активов проблемных банков. Тогда непонятно, как после такой «очистки» количество проблемных кредитов выросло? Должно было быть все наоборот. По логике очистка банковской системы от проблемных банков должна была привести к уменьшению проблемных кредитов и создать условия для нормального кредитования в Украине. Но, как раз после «очистки банковской системы» кредитование в Украине и остановилось. Сейчас действительно многие банки, даже те, что входят в двадцатку наибольших банков Украины, не знают, что делать с проблемными кредитами. Они частично их списали, но списать все нельзя, ибо общая сумма проблемных кредитов превышает весь размер капитала всей банковской системы Украины. Частично банки пытаются реструктуризировать кредиты путем переоформления их на новый срок и на новых условиях. Это не всегда возможно, но хотя бы так улучшает показатели банковского баланса. Отдельные банки уже готовы продать свои проблемные кредиты под любые дисконты, но не всегда это возможно, даже если дисконт 90%. Получилось, что банковский сектор зашел в тупик с банковскими кредитами и проблемными активами.
МВФ по традиции рекомендует больше делать стресс-тестов и проводить политику добровольной реструктуризации кредитов. Опять поднимают вопрос о том, что нужно увеличивать капитал банков. Но право же, сложно ожидать чтобы инвесторы хотели инвестировать деньги в банки, когда за июнь 2016 года рентабельность инвестиций в банковский сектор была минус 20%. Эти реформы уже больше двух лет проводят, но эффект не наблюдается. Нельзя же возродить кредитование в Украине только за счет стресс-тестов и роста капитала без денег.
Если уж действительно НБУ хочет реально возродить кредитование в Украине, то, как минимум, нужно временно блокировать сумму проблемных кредитов. Если их нельзя погасить, то хотя бы стоило бы уже не рассматривать их как источник дохода. Как вариант, их можно было бы оформить в специальные долговые ценные бумаги, как это делали в США в 40-50 годы. Или оформить через специальные векселя, а можно просто заблокировать, и отложить их погашение на длительный срок. И уже, что называется, с чистого листа, начать восстановление кредитования. Только так можно реально возродить кредитование в Украине. Все эти стресс-тесты, «очистки» и «зачистки» явно провалились, и нет смысла продолжать в том же духе. Действительно, для возрождения нормального кредитования в Украине нужны будут годы и годы, но нужно начинать сейчас, так как без кредитов экономика Украины долго не протянет.
Источник: facenews.ua