Хуже не было. Какие «реформаторские» шаги предприняла Украина во втором квартале 2018 года

VoxUkraine начинает публикацию квартального обзора реформ.

Во втором квартале 2018 реформы существенно замедлились, среднее значение іМоРе — индекса мониторинга реформ — сократилось до 0,5 балла, что является самым низким значением с начала 2015 года. В предыдущем квартале значение іМоРе составляло 0,9 балла (из возможных от 5,0 до +5,0).

В апреле-июне было принято два очень важных реформаторских закона — об Антикоррупционном суде и валютном регулировании, но оценка квартала все равно остается низкой. Других реформаторских «шагов» было мало и они имели незначительное влияние и невысокую оценку iMoRе.

Также в этот период было принято 17 нормативных актов, которые эксперты оценили, как реформаторские. Средняя оценка іМоРе этих законов и постановлений составила +1,3 балла (в предыдущем квартале было принято 19 нормативных актов, их средняя оценка — +1,5 балла).

Кроме этого реформ почти не было: квартальное значение iMoRe упало до минимума за три года.

Важнейшие изменения.

Законы О Высшем антикоррупционном суде  и О валюте и валютном регулировании , каждый из которых эксперты оценили в +5,0 баллов, инициировал президент. (5,0 — сумма баллов по двум направлениям по каждому закону, то есть потенциальный максимум был +10,0 баллов).

Отмечается, что закон об антикоррупционном суде был принят в рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями. Согласно меморандуму Украина-МВФ, закон должен быть подан в Верховную Раду до середины апреля и принят до середины июня 2017 года. Этот закон не принимался длительное время, пока это промедление не стало угрозой для продолжения сотрудничества Украины с МВФ.

Закон о валюте и валютном регулировании был внесен в парламент президентом, однако разработан НБУ, который сегодня не имеет права законодательной инициативы.

Наиболее продуктивный.

Национальный банк принял 7 постановлений, попавших в ІМоРе во втором квартале . Средняя оценка постановлений, выданных НБУ, 0,9 балла. В предыдущем квартале постановлений было — 3, а их средняя оценка — +1,3 балла.

Антиреформатор.

Кабмин во втором квартале осуществил антиреформу- принято постановление о перечне услуг, составляющих общий экономический интерес. Предприятия, которые предоставляют эти услуги, смогут получать государственную поддержку без согласования с Антимонопольным комитетом . Хотя позитивом является то, что перечень был создан и определен в одном документе, целый ряд услуг в нем являются такими, которые могут предоставляться на коммерческой основе без государственной поддержки.

Также правительство инициировало 6 прогрессивных изменений законодательства (средняя оценка 0,6 балла). В частности, было отменено использование печатей на предприятиях розничной торговли алкогольными напитками и нефтепродуктами , изменен порядок назначения субсидий  и порядок рассмотрения жалоб при государственной регистрации предприятий . В предыдущем квартале по инициативе правительства было принято 13 нормативных актов, а их средняя оценка — +1,3 балла.

DOSSIER →  «Схемы» рассказали о тайных дубайских активах украинской чиновницы

Непродуктивная Рада.

По инициативе депутатов был принят только один реформаторский закон. Он в сфере децентрализации и устанавливает правила добровольного присоединения территориальных общин к городам областного значения . В предыдущем квартале по инициативе депутатов было принято 10 нормативных актов, а их средняя оценка — +1,8 балла.

ТОП-3 направления реформ во втором квартале:

1. Банковский сектор

Развитие стабильной и прозрачной банковской системы предусматривает внедрение современных риск-ориентированных подходов как в управлении банками, так и при осуществлении надзора за их деятельностью. Для этого стратегия НБУпредполагает переход банков на стандарты FINREP/COREP и единственный цифровой стандарт отчетности и гармонизации пруденциальных требований к банкам с нормами законодательства ЕС и рекомендациями Базельского комитета. Все эти международные стандарты и рекомендации направлены на повышение финансовой устойчивости банков и банковской системы в целом; их способности управлять рисками.

Национальный Банк постепенно внедряет эти стандарты. В частности, в этом квартале введены новые правила оценки созданной банком системы управления рисками. Меняется формат отчетности банков по управлению рисками в сфере финансового мониторинга, периодичность отчетности, процедуры проверок.

Изменятся подходы к планированию проверок банковсогласно установкам Европейского банковского органа по организации единой процедуры и методологии процесса надзорных проверок и оценки (Supervisory Review and Evaluation process, SREP). Теперь периодичность проведения регулятором инспекционных проверок будет зависеть от величины банка и его рисков.

Деятельность банков станет более прозрачной. Благодаря внедрению международных стандартов финансовой отчетности банки будут ежегодно составлять и обнародовать «отчеты об управлении». Они должны содержать финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую финансовое положение, результаты деятельности и перспективы развития банка, основные риски и неопределенности, которые могут ставить под сомнение его способность продолжать деятельность.

2. Регулирование бизнеса и валютное регулирование

Закон О валюте и валютном регулировании — одно из ключевых реформаторских событий 2-го квартала 2018. Согласно оценкам экспертов ІМоРе, этот закон существенно улучшает регуляторную среду для ведения бизнеса.

Режим валютного регулирования в ЕС базируется на принципах регулирования движения капитала Европейского Союза, определенных в директиве Совета ЕЭС от 24.06.1988 № 88/361/ЕЭС. Украина обязалась имплементировать эти принципы в своем законодательстве в в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС.

DOSSIER →  Уволенный руководитель "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий получит 17 млн ​​грн: экономист рассказал, как устроен "золотой парашют" для чиновников

Режим валютного регулирования, уществовавший в Украине ранее, не соответствовал этим принципам. Он был громоздким и сложным, создавал барьеры для ведения бизнеса в Украине и привлечения иностранных инвестиций. Он базировался на принятом еще в 1993 году Декрете Кабмина О системе валютного регулирования и валютного контроля и время от времени корректировался изменениями в законодательстве, которые не меняли его основополагающие принципы.

Закон О валюте и валютных операциях № 2473 от 21.06.2018 создает условия для развития системы валютного регулирования на европейских принципах, либерализации валютного рынка, интеграции Украины в мировые финансовые рынки.

Он определяет основные принципы валютного регулирования. Однако имплементация этих принципов будет зависеть от НБУ. Нацбанк будет устанавливать или отменять ограничения на валютные операции или движение капитала, определять лимиты по внешнеэкономическим операциям, регулировать предоставление разрешений на валютные операции и тому подобное. Он также будет определять, смогут ли банки предлагать клиентам валютные переводы между счетами, открывать гривневые счета нерезидентов, покупать иностранные ценные бумаги или предоставлять кредиты компаниям из других стран.

Закон также отменяет ряд архаичных норм. В частности, отменены нормы об обязательном мониторинге мелких экспортно-импортных операций (согласно лимиту, который устанавливается законом о финансовом мониторинге, сейчас 150 тыс. грн), что освобождает банковский сектор от лишней бюрократической нагрузки. Cущественно смягчены санкции за превышение сроков закрытия контрактов по экспортно-импортным операциям, что снижает возможности для коррупции.

3. Борьба с коррупцией

Реформы в антикоррупционной сфере состоят из двух ключевых компонент — сокращение коррупционных возможностей и создание действенной системы наказаний за коррупционные деяния.

Существенные изменения правил игры, которые сокращают коррупционные возможности, происходили в 2015-2016 годах. В частности, была введена электронная система государственных закупок Prozorro, упрощенны ряд регуляторных и разрешительных процедур, запущены электронные сервисы и открыты реестры.

Действенную систему наказаний за коррупционные деяния власти начали строить в конце 2014 года, когда были приняты законы о создании Национального Антикоррупционного Бюро (НАБУ) и Специализированной Антикоррупционной прокуратуры (САП). Это обеспечило возможности для расследования дел топ-коррупционеров и представительства этих дел в судах. Однако, коррупционные дела часто «застревают» в судах.

Судебная реформа, которая предусматривает изменение системы судоустройства и обновление состава судов — это длительный процесс. Поэтому для обеспечения справедливого рассмотрения коррупционных дел уже сейчас, не дожидаясь завершения реформы всей судебной системы, нужно создать Высший Антикоррупционный Суд.

DOSSIER →  Ляшко заявил, что Минздрав получил более 3 тысяч жалоб на работу МСЭК

Законом о судоустройстве и статусе судей, который был принят в июне 2016 определены основные принципы его формирования. Однако, для создания Высшего антикоррупционного суда был нужен отдельный закон, который бы определил основные принципы формирования состава судей и их деятельности. После жарких дискуссий вокруг вопросов конкурсного отбора судей была принята компромиссная версия закона.

В законе 2447-VIII от 07.06.2018 урегулированы наиболее проблемные вопросы: сняты нереалистичные требования к кандидатам на должности судей, закреплена ключевая роль и участие международных экспертов в процессе отбора судей, сужена юрисдикция суда до топ-коррупционных дел, подследственных НАБУ, судьям предоставлены гарантии финансовой независимости и личной безопасности.

В документе остались некоторые противоречивые положения, которые позволяли в будущем избежать слушаний в Апелляционной палате Высшего антикорсуда, что вызвало резонанс в гражданском обществе. Однако, уже в августе они были урегулированы изменениями в закон о судоустройстве и статусе судей.

В конце июня Президент подписал закон о создании антикоррупционного суда, который запускает начало отбора судей. Суд будет формироваться в течение следующих 12 месяцев и может начать работу после назначения 35 судей.

Принятые законы об антикоррупционном суде фактически завершают законодательное создание антикоррупционной инфраструктуры — НАБУ — Антикоррупционная прокуратура — Антикоррупционный суд. По словам Георгия , советника Президента Украины, это будет прецедент для всего региона, в частности для Грузии, Молдовы и других постсоветских стран.

Что будет дальше

В общем, законы о валютном регулировании и антикоррупционном суде создают новые возможности для развития экономики страны. Однако результаты будут зависеть от эффективной имплементации этих законов.

После некоторого оживления в 1-м квартале 2018 ІМоРе продолжает демонстрировать тенденцию замедления реформ. В ближайшее время снижение индекса может продолжаться из-за начала предвыборной гонки.