

Каждый раз, когда государство индексирует пенсии для наименее социально защищенных граждан, наибольшую пользу от этого все равно получают состоятельные пенсионеры. Почему все так работает?
В Украине сложно найти человека, который бы назвал государственное обеспечение на старости достойным и справедливым. Это и неудивительно, ведь по данным Пенсионного фонда средний размер пенсии 1 апреля составлял 5 238 грн или 143 долл.
Большинство граждан на старости вынуждены бороться за выживание. Большинство, но не все.
За годы Независимости появился ряд специальных пенсионных режимов, благодаря которым отдельным категориям граждан размер выплаты на старости рассчитывается по гораздо более выгодным правилам, чем для большинства пенсионеров.
Иногда такие выплаты ничем не ограничиваются и достигают десятков тысяч гривен. К категориям «избранных» относятся прокуроры, силовики, некоторые госслужащие и судьи.
Более того, каждый раз, когда государство индексирует пенсии для наименее социально защищенных граждан, наибольшую пользу от этого все равно получают состоятельные пенсионеры.
Пенсионная система для необранных
По данным Минсоцполитики, в начале 2023 года в Украине было 10,68 млн пенсионеров. Большинство из них, 9,89 млн или 93%, получали пенсию на общих основаниях, то есть по закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Для таких пенсионеров размер выплаты рассчитывается по сложной формуле, которая зависит от двух основных элементов: трудового стажа и зарплаты, с которой уплачивался ЕСВ.
Если максимально упростить, то размер выплаты для человека составляет столько процентов от его средней зарплаты, сколько лет трудового стажа он имеет.
Например, если при выходе на заслуженный отдых будущий пенсионер имеет 30 лет стажа, то выплаты составят 30% от его средней зарплаты, с которой уплачивались взносы в Пенсионный фонд.
Сейчас минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию, составляет 30 лет, однако он постепенно повышается. Людям, которые будут выходить на пенсию после 2028 года, необходимо будет иметь не менее 35 лет стажа.
В начале 2023 года средний размер выплат, которые рассчитываются для 93% пенсионеров, составил 4 236 грн.
В целом средняя пенсия в Украине напоминает анекдот о средней температуре в больнице: большинство получает очень малые выплаты, тогда как незначительное меньшинство – очень большие.
По данным Пенсионного фонда, три четверти украинских пенсионеров получали выплаты, размер которых был ниже среднего. При этом самой многочисленной группой, почти 39%, были те, размер пенсии которых не превышал 3 тыс грн.
Для пенсионеров государство устанавливает ограничения по размеру их выплат.
Согласно Конституции, она не может быть меньше одного прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, а согласно закону «О пенсионном страховании» – больше десяти таких прожиточных минимумов.
То есть размер пенсий в Украине в 2023 году может колебаться в пределах от 2 093 грн до 20 930 грн в месяц.
Однако на практике, когда государство рассчитывает размер пенсии по прописанной в законодательстве формуле, такая выплата может составлять даже меньше, чем прожиточный минимум.
Чтобы не нарушать Конституцию, правительство вводит различные надбавки, например, за достижение определенного возраста.
Проблема с надбавками в том, что они только усложняют пенсионную систему. Кроме того, они не индексируются, поэтому увеличивать выплаты для беднейших граждан правительства приходится с помощью отдельных постановлений.
Слишком сложной является и сама индексация. Государство индексирует не пенсионную выплату человека, а среднюю зарплату, которая была в Украине в год назначения пенсии.
Кроме того, формула индексации прописана таким образом, что больше всего ее чувствуют граждане, которые имели высокие пенсии и до этого. Между тем выплаты наименее социально защищенным пенсионерам могут вообще не меняться.
Как работает индексация
Из выступлений политиков можно сделать вывод, что индексация – это увеличение пенсии на сумму, которая соответствует половине роста средней зарплаты и половине инфляции.
То есть если в какой-то год инфляция составляет 10%, а средняя зарплата выросла на 18%, то индексация должна составлять 14% (5% + 9%). Однако это не совсем так. Чтобы понять, как она работает, следует рассмотреть такой пример.
Пенсионер Николай вышел на пенсию в 2017 году. Всю жизнь он работал в деревне и получал зарплату, на 20% ниже, чем в среднем по стране. Его коэффициент заработка составляет 0,8.
На пенсию Николай вышел, имея 35 лет стажа, коэффициент стажа-0,35. средняя зарплата в Украине в 2017 году составляла 3 764,4 грн.пенсия Николая к индексации – 1 732 грн.
Когда в 2023 году государство индексировало пенсию Николая, то оно индексировало показатель средней зарплаты в Украине в 2017 году.
Она будет увеличивать этот показатель на процент, отражавший по половине инфляции и рост средней зарплаты. Поэтому в 2023 году 3 764,4 грн превратились в 7 405,03 грн.
Размер проиндексированной пенсии Николая-это произведение проиндексированной средней зарплаты (7 405,03), коэффициента заработка (0,8) и коэффициента стажа (0,35). Он составляет 2 073 грн. сумма увеличения пенсии по такой формуле – 340 грн по сравнению с 2022 годом.
Если бы зарплата Николая равнялась средней зарплате в Украине (коэффициент заработка 1), то проиндексированная пенсия составляла бы 2 591 грн (сумма индексации – 425 грн).
Если бы зарплата всегда была вдвое выше, то проиндексированная пенсия в 2023 году составила бы 5 183 грн (сумма индексации – 852 грн).
Когда государство проводит индексацию, то размер выплаты всегда больше для тех, у кого коэффициент заработка выше единицы. Те же, кто получали маленькие зарплаты, могут претендовать лишь на незначительную надбавку к пенсии.
Иногда эта надбавка составляет всего несколько десятков гривен, поэтому правительство установило минимально возможную сумму индексации – 100 грн.
В то же время для некоторых пенсионеров размер выплат после индексации может увеличиться на несколько тысяч гривен, поэтому максимальную сумму индексации государство ограничило 1 500 грн.
Формула, по которой государство индексирует пенсии, прописана так, что наибольший рост выплат испытывают те, кто и до этого получал высокие пенсии.
Поэтому сейчас Минсоцполитики решает, как реформировать систему и сделать ее более направленной на поддержку тех категорий граждан, которые больше всего нуждаются в помощи от государства.
Пенсии для избранных
Пока правительство размышляет, как усовершенствовать пенсионную систему для большинства, в Украине продолжает существовать пенсионная система «для меньшинства».
За годы независимости в стране образовались специальные пенсионные режимы. Они действуют для отдельных категорий граждан, для которых выплаты рассчитываются не по общим правилам, а по гораздо более выгодным.
Часто такие люди получают право на более ранний выход на пенсию, который может не зависеть от возраста. По данным Минсоцполитики, в Украине действует несколько специальных пенсионных режимов:
-для бывших военных и силовиков;
-для»чернобыльцев»;
-для бывших прокуроров;
-для бывших госслужащих;
-для бывших судей.
ЭП уже писала об особенностях начисления пенсий для военнослужащих, а также о социальных гарантиях, которые государство предоставляет мобилизованным участникам боевых действий, кадровым военным и бывшим представителям ряда силовых структур, которые могут быть не связаны с защитой страны.
Для бывших военнослужащих и работников силовых органов предусмотрели более ранний выход на пенсию (в некоторых случаях – в 45 лет) и льготные условия расчета ее размера (может составлять 65-70% от денежного обеспечения).
Бывшие военные и силовики не только получают на старости более высокий процент от своего допенсионного дохода. Их пенсии индексируются по нескольким схемам: по общей, описанной выше, а также всякий раз, когда государство повышает оплату труда военнослужащим.
По данным Минсоцполитики, в Украине 1 января было 550 тыс военных пенсионеров (5,1% от всех пенсионеров). Средний размер их пенсий составлял 9 463,1 грн в месяц.
Поскольку размер этих пенсий привязан к денежному обеспечению военных, которые служат сейчас, то каждый раз, когда государство пытается мотивировать защитников большими выплатами, оно автоматически должно увеличивать расходы на содержание военных пенсионеров и бывших силовиков.
Индексация по такой схеме произошла дважды: в 2008 и 2018 годах. Правительство не принимало решение о перерасчете пенсий, в частности из-за дефицита средств.
Это вызвало шквал судебных исков против государства, которые правительство в основном проиграло. Сейчас задолженность перед военными пенсионерами, выигравшими суды, составляет 24 млрд грн.
Общий размер задолженности правительства перед всеми пенсионерами, выигравшими суды, достигает 47 млрд грн.
Для лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, государство также предусмотрело ряд льготных условий выхода на пенсию. Правила, по которым рассчитываются такие пенсии, прописаны в отдельном законе.
В частности, ликвидаторы аварии, эвакуированные из загрязненных территорий или лица, живущие в зонах усиленного радиологического контроля, имеют право на более ранний выход на пенсию.
Также установлены отдельные минимальные размеры пенсий по инвалидности для лиц, инвалидность которых наступила в результате аварии на ЧАЭС. С 1 января минимальная пенсия по инвалидности для «чернобыльцев» составляет:
-для первой группы инвалидности-8 187,48 грн;
-для второй группы инвалидности-6 549,98 грн;
-для третьей группы инвалидности и детей с инвалидностью – 5 048,95 грн.
В Украине «чернобыльские» пенсии получают 94,1 тыс человек-0,9% от всех пенсионеров. Средний размер их пенсий составляет 11 422,53 грн.
До недавнего времени специальные пенсионные правила действовали и для госслужащих. В новом законе О госслужбе эти правила отменили и теперь пенсии для госслужащих рассчитываются по общим правилам, которые действуют для всех граждан.
Однако часть чиновников все же имеют право на пенсии по специальным правилам, которые были прописаны в предыдущем законе.
Это касается тех, кто 1 мая 2016 года работал в госорганах и имел десятилетний стаж работы на госслужбе, а также тех, кто тогда же работал где угодно, но имел 20 лет опыта работы на государство.
Ключевая особенность расчета пенсий для таких экс-госслужащих заключается в размере выплаты.
Он зависит не от зарплат, которые получал человек за годы труда, а от зарплаты, которую получает госслужащий, который сейчас работает на аналогичной должности и имеет аналогичный ранг. Такая пенсия составляет 60% от зарплаты.
Каждый раз, когда государство повышает зарплаты госслужащим, оно автоматически должно повышать пенсии бывшим чиновникам. Неудивительно, что от такой нормы решили отказаться.
В начале 2023 года в Украине было 22,8 тыс пенсионеров, которые получали пенсию на основании старого закона О госслужбе – это лишь 0,2% от общей численности пенсионеров.
Средний размер выплат для бывших госслужащих, рассчитанный по специальному закону, составляет 7 498,94 грн.
Специальные условия выхода на пенсию действуют для прокуроров и сотрудников прокуратуры. Они прописаны в законе «О прокуратуре».
Первая льгота, которую предоставляет закон, касается пенсионного возраста. Прокурорам разрешено выходить на пенсию независимо от возраста при наличии 25 лет выслуги, из которых хотя бы 15 лет – на должностях прокуроров.
При отсутствии 25 лет выслуги прокуроры могут выходить на пенсию в 55 (женщины) и 57 (мужчины) лет при наличии 30/35 лет страхового стажа, из которых не менее 15 лет – в органах прокуратуры.
Вторая льгота касается размера выплат, которая закреплена на уровне 60% от зарплаты бывшего прокурора за последние пять лет. 1 января было 5 979 «прокурорских» пенсионеров – 0,05% от общего количества.
Ограничение максимального размера пенсии десятью прожиточными минимумами распространяется и на пенсии экс-прокуроров. То есть в 2023 году максимальная пенсия прокурора должна была бы составлять 20 930 грн в месяц.
Однако прокуроры часто оспаривают эти ограничения через суды и требуют от государства перечислить размер выплат в связи с повышением денежного обеспечения.
Из – за этого в начале 2023 года средняя пенсия прокуроров составляла 21 571,87 грн в месяц-на 641 грн больше максимально разрешенной.
Судьи охотно поддерживают требования о перерасчете пенсий прокуроров, ведь и сами выжимают из государства максимум.
Согласно закону «О судоустройстве и статусе судей», после отставки бывшие служители Фемиды могут выбирать: либо получать пенсию на общих основаниях, либо получать пожизненное денежное содержание судьи в отставке.
Пожизненное денежное содержание не является пенсией. Его судья может получить даже не достигнув пенсионного возраста. Размер пожизненного содержания составляет 50% от вознаграждения судьи, работающего на соответствующей должности.
Этот размер увеличивается на 2% за каждый полный год работы в качестве судьи более 20 лет. Отработав 30 лет, судья может получать денежное содержание в размере 70% судейского вознаграждения.
При этом законодательство не ограничивает максимальный размер денежного содержания судей, хотя для других украинцев эта сумма ограничена 20 930 грн в месяц.
Неудивительно, что бывшие судьи в Украине получают едва ли не самые большие выплаты от государства. Их средний размер составляет 96 195,61 грн в месяц. 1 января на пожизненном содержании государства находились 3 594 бывших судьи.
Такие выплаты должны стать гарантией независимости и беспристрастности судей, поэтому общая логика законодательного установления для них пенсионных привилегий в определенной степени логична.
Однако даже несмотря на это судьи часто фигурируют в коррупционных скандалах. В последний раз это произошло с бывшим председателем Верховного Суда Всеволодом Князевым, которого поймали на взятке 2,7 млн долл.
Что делать
Украина не уникальна в том, что устанавливает специальные пенсионные режимы для отдельных категорий граждан. такая практика распространена в мире.
«Большинство стран ЕС используют специальные условия для назначения пенсий, но постепенно отказываются от таких схем, интегрируя их с общей системой.
В ЕС недавние специальные пенсионные реформы касались преимущественно сил безопасности и обороны, а также государственных служащих», – отмечают в Центре анализа публичных финансов Киевской школы экономики.
Развитые страны отказываются от спецпенсий из-за демографического кризиса.
В условиях падения рождаемости доля людей пенсионного возраста в общей структуре населения будет расти, поэтому тратить средства на привилегии для отдельных категорий граждан не только нерационально, но и политически нецелесообразно.
Например, в Боснии и Герцоговине наличие льготного пенсионного режима для бывших военнослужащих привело к росту социальной напряженности и проблемам с выплатой пенсий для непривилегированных категорий населения.
Из-за войны демографическая ситуация в Украине намного сложнее, чем в большинстве стран мира. Правительству трудно финансировать даже те скудные пенсионные выплаты, которые гарантирует основной пенсионный закон.
Если Украине после победы в войне не удастся вернуть назад миллионы беженцев, то государству придется принимать непопулярные меры в системе пенсионного обеспечения: повышать пенсионный возраст или уменьшать размер пенсий.
Затянуть пояса придется и получателям спецпенсий.
«Пенсионное обеспечение по статусу требует пересмотра и обновления. Такие пенсии могут быть заменены на адресные выплаты социальной помощи, которые зависят от совокупного дохода лица или домохозяйства», – отмечают в КШЭ.
Введение второго уровня пенсионной системы только облегчит бремя государственных финансов в долгосрочной перспективе. В конце концов, даже после пенсионной реформы правительству придется поддерживать украинцев, которые вышли на пенсию раньше.
Найдет ли государство для этого ресурсы без изменения способа расчета пенсий – вопрос открытый.