Эффективной систему здравоохранения делают правильно сформированные госпитальные округа – эксперт

Больницы, в зоне обслуживания которых живут 25-30 тысяч человек, не могут обеспечить надлежащее финансирование медиков и гарантировать безопасность пациентов

В Украине полным ходом идет реформа децентрализации. При этом о сформированных госпитальных округах благополучно забыли. А ведь именно правильно сформированные госпитальные округа делают реформу ситтемы здравоохранения эффективной, пишет в своей статье для ZN.UA генеральный директор клиники «Оберіг» Виктор Рыбчук.

В Испании в 1982 году, когда осуществлялся переход от страховой модели финансирования к бюджетной, были разработаны «санитарные карты регионов» – аналог госпитальных округов. Сейчас испанская система входит в пятерку лучших в мире, до реформы изменений в «санитарные карты» политики не вносили в течение 20 лет, подтверждает стоявший у ее истоков доктор Энрик Майолас.

«Госпитальные округа, которые были сформированы в Украине и о которых уже успели забыть, требуют пересмотра с учетом результатов реформирования местного самоуправления. В основу построения госпитального округа должна быть положена экономическая состоятельность лечебной сети, которая будет обеспечивать возможность ее постоянной модернизации, оснащение современным оборудованием, достойную заработную плату медицинским работникам, а не популизм местной власти», — поясняет автор.

Больницы, в зоне обслуживания которых проживают 25-30 тысяч человек, не только не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование медицинских работников, но и создают дополнительные риски для пациентов при оказании медицинской помощи.

Хирург в разных европейских странах ежегодно должен выполнять 150–200 и более оперативных вмешательств. В большинстве украинских центральных районных больниц обеспечить такую нагрузку хирургу невозможно.

DOSSIER →  Влажные мечты налогового неудачника-террориста

Строительство новых больниц и реконструкция действующих с расширением мощности могут осуществляться по решению Кабинета министров Украины. И об ограничении прав местного самоуправления в этом случае речь не идет – такая практика действует во многих европейских странах.

По мнению Виктора Рыбчука, Минздрав вместе с областными управлениями и департаментами здравоохранения потерял драгоценное время на оптимизацию сети лечебных учреждений.

В пожарном порядке завершали процесс изменения хозяйственно-правового статуса коммунальных лечебных учреждений. Даже в подчинении министерства остались лечебные учреждения, не выполнившие требований законодательства по реорганизации в государственные некоммерческие предприятия.

«На протяжении 15 лет мы ведем речь о едином медицинском пространстве, а воз и ныне там. Одна «Феофания», на финансирование которой в 2020 году выделено 372 млн грн, чего стоит. В 2014 году по моему предложению было принято протокольное решение Кабмина о рассмотрении вопроса передачи ее из Государственного управления делами в коммунальную собственность г. Киева (ведь лечатся в ней киевляне) и открытии университетской клиники. Но, как и множество других решений, оно осталось на бумаге», — отмечает он.

Кроме больничных учреждений, подчиненных МЗ, государственный бюджет финансирует институты Национальной академии медицинских наук, госпитали Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины. В результате только в Киеве действует чрезмерно разветвленная сеть больниц и коечного фонда.