Правоохранительные органы обнаружили списания государственных средств со счетов Укравтодора. По предварительным данным, сумма ущерба, нанесенного государству, составляет 224 миллиона гривен.
В аварийном состоянии находятся 90% дорог в Украине, но даже в такой ситуации чиновники умудряются воровать бюджетные средства, предназначенные для ремонта этих самых дорог.
Правоохранители обнаружили списания государственных средств из Службы автомобильных дорог в 15 областях Украины.
Корреспондент.net собрал информацию о большой спецоперации в Укравтодоре.
Попался большой начальник
Сотрудники Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью совместно с Главным следственным управлением Службы безопасности разоблачили в присвоении государственных средств должностных лиц Государственного агентства автомобильных дорог.
Один из руководителей агентства оказывал содействие в победе во время публичных закупок по разработке проектной документации подконтрольному частному предприятию.
Оперативники СБУ задокументировали, что в результате «помощи» чиновника коммерсанты в течение 2017-2018 годов победили на открытых торгах на общую сумму более 30 миллионов гривен.
Установлено, что чиновник перед назначением на руководящую должность Укравтодора входил в топ-менеджмент этого частного предприятия. Речь идет о и.о. заместителя Главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александре Харченко.
По словам Главы Госагентства Славомира Новака, в случае, если вина его заместителя будет доказана, «будут приняты соответствующие кадровые решения». Агентство готово сотрудничать со следствием и будет предоставлять всю необходимую информацию.
И начальники поменьше
Также обыски прошли в службах автомобильных дорог Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской, Львовской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской и Черниговской областей.
Подозрение в служебной халатности, повлекшей миллионные убытки государству, объявлено первому заместителю начальника Службы автомобильных дорог в Киевской области.
Относительно чиновника Киевской области следствие установило, что он провел финансово необеспеченные тендеры на выполнение строительных работ, а также подписал акты о выполнении, заведомо зная о невозможности их оплатить из-за отсутствия средств на счетах Службы автомобильных дорог в Киевской области.
Благодаря искусственно созданной задолженности подрядные организации в дальнейшем через суд взыскали с Службы автомобильных дорог инфляционные потери и 3% годовых на сумму более 4 миллиона гривен, нанеся ущерб государственному бюджету на указанную сумму.
Ремонты в “ЛНР”
Луганский автодор выделил на ремонт дорог на оккупированной части области почти 18 миллионов гривен, но вмешательство активистов заставило службу передумать, сообщает общественная организация «Центр противодействия коррупции».
В Центре рассказали, что еще в марте служба автомобильных дорог в Луганской области заключила соглашение с ООО «Евро-Буд Компани» о ремонте дорог на 150,11 миллионов гривен. Однако, как стало известно из приложения к договору о закупке, среди перечня объектов ремонта были дороги на неподконтрольной украинской власти территории.
«Мы обращались в Луганский автодор, в котором нам ответили, что все средства будут выделяться исключительно на дороги, которые находятся на подконтрольной территории. Однако непонятно, почему автодор тогда включил в свои планы ремонт подконтрольных террористам дорог», — комментирует юрист ЦПК Денис Свириденко.
По его словам, это нарушает постановление правительства, согласно которому выделение средств из украинского бюджета на оккупированные территории возможно только после возвращения их под контроль украинской власти.
Сообщается, что по этому поводу юристы Центра противодействия коррупции обратились в Госаудитслужбу, в которой впоследствии сообщили, что рекомендовали автодору откорректировать объемы работ, стоимость которых завышена на 17,8 миллионов гривен из-за ремонта дорог на оккупированной территории.
Причем это уже не первый раз, когда Служба автомобильных дорог в Луганской области хочет ремонтировать дорогу на оккупированной части. Так, в 2015 году юристы ЦПК добились снижения цены договора на ремонт дорог в Луганской области почти на 300 миллионов гривен.
Денег все равно мало
По подсчетам Укравтодора, для капитального ремонта всех дорог, которые соединяют населенные пункты по всей территории Украины, необходимо выделить 2 триллиона гривен.
В госбюджете на 2018 год 44 миллиарда гривен будет выделено на ремонт дорог (из них 32,6 млрд гривен — бюджет Государственного дорожного фонда).
В следующем году в Украине начнут масштабный ремонт автодороги «Киев — Одесса» и отремонтируют еще ряд магистралей, заявил руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Славомир Новак.
«В 2019 году планируем ремонт на таких магистралях М-03 (Киев — Должанское — ред), М-04 (Знаменка — Луганск — ред), М-05, начинаем масштабный ремонт трассы Киев — Одесса, М-09 (Львов — Рава-Русская — ред), М-12 (Стрый — Знаменка — ред), М-14 (Одесса — Новоазовск — ред), М-19 (Доманово — Порубное — ред) и М-21 (Выступовичи — Могилев-Подольский — ред). А также Н-01, Н-03, Н-08, Н-11, Н-14 (в Николаевской области), Н-26″, — сообщил Новак.
Укравтодор в этом году уже объявил 27 тендеров на сумму 26,5 миллиардов гривен на ремонт и строительство дорог в 2019 году.
В чем коррупционные риски?
Конкуренция при закупках в дорожной отрасли является недостаточной, и это создает дополнительные коррупционные риски, считает координатор правительственно-общественной инициативы “Вместе против коррупции” Оксана Величко.
«Конкуренция в дорожной отрасли является недостаточной, поскольку, по данным CoST Ukraine, участие в конкурсах принимают 2-3 подрядчики. … Малое количество подрядчиков создает возможности для заказчиков дорожных работ вступать с ними в сговор и получать неправомерную выгоду», — сказала Величко.
При этом, глава Укравтодора Новак отмечает, что еще три года назад на украинском рынке работали 10 компаний, а сегодня — более 40.
Величко добавила, что условия тендеров могут быть прописаны в интересах определенных исполнителей дорожных работ; также может происходить дисквалификация подрядчиков во время закупок по формальным признакам, мол, подрядчик где-то забыл поставить печать. Также есть случаи избежания закупок через Prozorro путем разбивки объемов необходимых товаров и работ на меньшие закупки по объему и стоимости.
«Коррупционные риски в дорожной отрасли можно классифицировать по группам: политическая коррупция, в частности, когда депутаты в бюджете закладывают финансирование отдельных дорог, которые, возможно, не являются стратегически важными для страны, но входят в круг их интересов; кадровые назначения путем непрозрачных конкурсов; злоупотребления с материалами — когда поставляются более дешевые материалы вместо дорогих, когда есть ненадлежащий учет ресурсов», — сказала она.
По ее словам, минимизировать коррупцию в дорожной сфере можно путем конкурсных назначений на руководящие должности в дорожной сфере, а также обеспечения независимого инженерного контроля качества за всеми видами дорожных работ и эксплуатационным содержанием дорог. Уменьшению коррупционных рисков при закупках будут способствовать внесение изменений в законодательство и обучение и методические рекомендации для людей, которые осуществляют закупки.