Допэмиссия гривни, рост инфляции и больше коррупции — какие риски заложены в проекте госбюджета 2021 - DOSSIER

Допэмиссия гривни, рост инфляции и больше коррупции — какие риски заложены в проекте госбюджета 2021

Заложенный дефицит в проект госбюджета-2021 на уровне 6% может усложнить обслуживание госдолга, а инфляция вырастет. Аналитики, опрошенные НВ Бизнес, опасаются, что НБУ придется выкупать ОВГЗ

Кабинет министров Украины в проекте госбюджета на 2021 год заложил доходы на уровне 1,071 трлн грн, а расходы — 1,35 трлн. Так, законопроектом о госбюджете предлагается предусмотреть рост доходов на 9,4%, а расходов — на 5,1%. При этом, министр финансов Украины Сергей Марченко заверил, что правительство не предлагает увеличивать нагрузку на бизнес в условиях кризиса и не предусматривает «существенного роста налоговых поступлений». «Перераспределение ВВП через доходы государственного бюджета постепенно снижается — до 23,5%. Это меньше, чем в этом году. Мы это будем делать за счет повышения эффективности НДС, внутреннего и импортного. Как показывает этот год, там есть достаточно существенные возможности для детенизации, для работы со схемными кредитами, скрутками и так далее. Поэтому основной прирост поступлений будет именно по этим налогам», — заявил министр.

Предельный дефицит бюджета предлагается установить на уровне 270 млрд грн — 6% ВВП.

Марченко отметил, что с 1 января минимальная зарплата увеличится до 6 тыс. грн, а с 1 июля — до 6,5 тыс. грн. В Минфине утверждают, что это не будет иметь существенного влияния на инфляцию. Хотя, если посмотреть макропоказатели, на которых базируется основной финансовый документ страны, то инфляция ожидается на уровне 7,3%, что значительно выше сегодняшних 2,5%. Рост ВВП заложен на уровне 4,6%, и среднемесячная официальная зарплата — 13 600 грн, а среднегодовой курс доллара — 29,1 грн/$.

НВ Бизнес спросил аналитиков, что они думают о проекте госбюджета 2021 и какие риски заложены в документе.

Насколько реалистичен проект госбюджета и что в нем нового

Главный менеджер по макроэкономическому анализу казначейства Райффайзен Банк Аваль Сергей Колодий отметил, что нынешний вариант госбюджета предусматривает создание специального фонда для противодействия распространению инфекции COVID-19 в размере 64,7 млрд. грн. Тогда как в проекте бюджета на 2021 год это не предусмотрено, однако указано, что основные бюджетные ассигнования в рамках антиковидного фонда предусмотрены в расходах министерства здравоохранения и образования. «Появились новые статьи расходов, связанные с государственной поддержкой бизнеса (12 млрд грн) и амбициозная программа по ипотечному кредитованию (финансовому лизингу) для минимум 30000 семей. Также впервые запланированы выплаты по государственным деривативам», — отметил он.

Читайте также на DOSSIER:  Равнение на НАТО: прапорщиков на Украине упразднили, коррупции стало больше

Аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко отметила, что сравнивать бюджет 2021 и бюджет-2020 не совсем корректно, поскольку бюджет-2020 был существенно изменен в связи с пандемией. «Поправки, внесенные в бюджет-2020 были с одной стороны связаны с необходимостью расширения расходов на борьбу с COVID-19, c другой стороны, доходы бюджета были пересмотрены в сторону уменьшения в связи негативным влиянием коронакризиса на украинскую экономику», — сказала она.

Тем не менее, по ее словам, если посмотреть доходы бюджета, запланированные на 2021 год — 1,071 трлн грн, то эта сумма ниже доходов бюджета, которые были изначально запланированы на 2020 год — 1,094 трлн грн (до внесения ковидных поправок). «В то же время, бюджетные расходы на 2021 год предусмотрены в размере 1,350 трлн грн, что заметно превосходит изначально запланированные расходы на 2020 год — 1,180 млрд», — подчеркнула она.

Как рассказал НВ Бизнес начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов, главная проблема проекта госбюджета-2021 кроется в госбюджете-2020. «Бюджет на текущий год строился весной в условиях высокой неопределенности, вызванной приходом коронавируса в Украину. С тех пор он существенно не пересматривался, однако фактическое выполнение существенно отличается от намеченной траектории. Существует высокая вероятность, что фактический дефицит Госбюджета в 2020 году будет намного ниже планового показателя 7,5% ВВП», — сказал он.