Наиболее эффективным стимулом для развития предпринимательства в Украине станет снижение налогового бремени для бизнеса и населения в целом.
Об этом говорится в представленном Юлией Тимошенко стратегическом документе «Новый экономический курс». Лидер «Батьківщини» убеждена, что для увеличения доходов бюджета и удовлетворения социальных потребностей необходимо найти оптимальный баланс интересов между бизнесом и государством.
«В конце 1992 — начале 1993 годов в Украине состоялись первые существенные изменения налогового и финансового права, вызванные внедрением правил рыночной экономики. Однако реальная налоговая реформа была проведена лишь в конце 1997 года. Именно тогда Украина получила набор налогов, классический для стран континентальной Европы. Проекты разрабатывались в сотрудничестве с представителями Программы Гарвардского университета США «Базовый мировой налоговый кодекс» (Basic World Tax Code). Впрочем в последующие годы налоговая система Украины резко деградировала под воздействием коррупционных решений власти: были внедрены различные льготы и освобождения, на сделках с отрицательным сальдо НДС возникли целые династии состоятельных налоговиков. Наконец были приняты нормы, которые де-факто узаконили тонкую капитализацию и безналоговый вывод активов за рубеж. К сожалению, после Революции Достоинства большинство решений правительств продолжили коррупционный тренд «преступной власти», — говорится в «Новом экономическом курсе».
Налогообложение в Европе
«Шокирующим является тот факт, что, согласно исследованию Всемирного банка, даже при уменьшении уровня коррупции в Украине до среднего уровня в ЕС по темпах, демонстрируемых нынешней властью, ВВП на душу украинца достигнет лишь 50% от среднего в Евросоюзе, действующего в 2040 году. Украина является уникальной страной: с одной стороны она занимает первые места в мире по уровню коррупции, а с другой — по чрезмерным налогообложениям людей и компаний. Перспективы исправления ситуации при сохранении этой власти не являются радужными. По результатам 2017 года Украина возглавила список наиболее коррумпированных больших стран Европы и Азии, поднявшись с седьмого места, которое занимала в 2015 году», — отмечается в стратегии.
В то же время, в зависимости от выбранной стратегии разные страны Европы демонстрируют широкий уровень борьбы с коррупцией, убеждены авторы «Нового экономического курса».
«Парадоксально, но Латвия, Литва и Эстония, которые находились в СССР, стали менее коррумпированными, чем Португалия и Испания. Наименее коррумпированными (по восходящему тренду) стали Бельгия, Швейцария, Эстония, Австрия, Великобритания и страны Нордического права. Между прочим, после резкого повышения уровня налогообложения физических лиц социалистом Франсуа Олландом, Франция по уровню восприятия коррупции откатилась на семь мест от соседней Бельгии. Также парадоксально выглядит Италия, где произошел крупнейший отказ опрошенных от ответа о коррупции, что косвенно свидетельствует о моральном согласии почти четверти итальянцев предоставлять и получать взятки как о части их общественной культуры», — констатируют в документе.
Принципиально новый подход
В «Новом экономическом курсе» акцентируют внимание на том, что ситуация в Украине осложняется характерными для нашей экономики факторами, ухудшая ситуацию в целом. Поэтому борьба с коррупцией должна иметь системный характер и стать приоритетом государственной политики.
«По заключению Global Financial Integrity (GFI), в 2017 году средневзвешенный уровень налогового перераспределения ВВП через консолидированные бюджеты стран-членов ЕС составил 38%. В нашем случае снижение или изменение ставок отдельных налогов и социальных взносов в 2016-2017 годах не только не поощрили легализацию налоговых баз, но наоборот привели к падению доходов сводного бюджета Украины (государственного и местных) и к росту дефицита Пенсионного фонда Украины примерно на половину (в динамике). Страна с высокими налогами, но с незначительной коррупцией имеет большее политическое и социальное пространство для снижения общей налоговой нагрузки, чем коррумпированная страна со сравнительно низкими налогами», — говорится в стратегии.
По мнению авторов «Нового курса Украины», изменение философии налогообложения должно начинаться с таких практических вещей, как устранение функциональных недостатков налога на добавленную стоимость.
«Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в Украине в 1992 году. Очевидно, что при наличии определенных преимуществ (широкой базы, отсутствия каскадного эффекта и так далее) налог на добавленную стоимость имеет системные недостатки, связанные с широкими возможностями для манипуляций, коррупции и огромными объемами незаконного изъятия средств (по сути, ограблением) государственного бюджета в процессе возмещения НДС. Кроме того, он отличается сложной и очень затратной системой администрирования и широкими возможностями по минимизации налоговых платежей», — пишут в «Новом экономическом курсе».
Налоги и мотивация
В стратегии также констатируют, что налоги должны восприниматься системой и обществом в качестве компенсации за общественные услуги, полученные или предложены плательщику.
«Действующая налоговая система Украины опирается на ложные принципы, которые требуют замены. На наш взгляд, налоги должны быть компенсационной платой за общественные услуги, полученные или предложенные плательщику. Кроме того, по нашей философии экономическая сущность налогов заключается в справедливом распределении национального богатства между гражданами, исходя из баланса между их индивидуальными усилиями и их солидарной ответственностью за будущее украинского общества. Конечно, богатство, полученное законным путем, будет только приветствоваться», — отмечают в стратегическом документе.
Авторы «Нового экономического курса» также делают акцент на пересмотре роли налогов в экономике и полной смене подхода к их использованию.
«Налоги должны быть социально активными. Социальная сущность налогов заключается с одной стороны в предотвращении дальнейшего расслоения общества, роста безработицы и сокращения качества жизни, а с другой — должна приводить к увеличению качества жизни человека, его уверенности в стабильности своего социального и финансового будущего. Однако налоги не должны поощрять людей быть ленивыми и приводить к уравниловке. Наша философия предполагает ликвидацию потенциально коррупциогенных налогов, зависящих от решений чиновников (в частности налогов, формула уплаты которых предусматривает предоставление бюджетных возмещений или бюджетных зачетов)», — пишут в стратегии.
Инвестиции вместо поборов
В документе также добавляют, что хотя изменение философии налогообложения является довольно сложной задачей, реализация такой цели является залогом экономического развития Украины.
«Никто не может быть лишен доступа к правосудию по имущественному цензу. Поэтому квазиналоговые платежи, в том числе государственная пошлина и судебный сбор, будут отменены. Кроме того, налоги должны быть подняты до уровня, который мотивирует природоохранные инвестиции скорее, чем рутинное продолжение выбросов. Кроме этого, наша философия предусматривает освобождение от налогообложения доходов украинцев, которые откладываются ими на будущее для покрытия риска возможной потери доходов в связи с болезнью или выходом на пенсию, на свое образование или образование детей, медицинскую страховку», — отмечают в «Новом экономическом курсе».
Единственным выходом из ситуации, по мнению авторов документа, должен стать комплексный подход к реформированию налоговой отрасли, который будет базироваться на интересах граждан.
«Итак, нашей достаточно сложной задачей является: радикально снизить налоговое бремя для бизнеса и населения в целом и изменить саму философию налогообложения. При этом необходимо добиться увеличения доходов бюджета для социальных и оборонных нужд. Простыми словами — это нахождение оптимальной точки баланса интересов бизнеса, государства и общества в целом. Математическое моделирование такой точки и сценарный анализ ее позиции в различных условиях осуществляются через решение задачи Лагранжа: 1) достижение максимума функции социального благосостояния; 2) при выполнении системы ограничений, которые описывают необходимость достаточных для государственного бюджета налоговых поступлений, сохранение необходимого уровня стимулирования бизнеса и снижение налоговых транзакционных издержек, обеспечение минимального уровня социальных гарантий для населения», — резюмируют в документе.