Удастся ли решить большую часть проблем с образованием врачей до 1 апреля, неизвестно
Неотъемлемой частью медицинской реформы в Украине должно быть образование врачей, считает директор директората медицинских услуг Минздрава Оксана Сухорукова.
«Неотъемлемой частью реформы должно быть образование. Врачей нужно переучивать. Они сами должны заниматься своим самообразованием. Да, у некоторых наших врачей на «первичке» не хватает компетенции. Но даже чтобы выяснить, насколько не хватает, должен быть запущен второй этап», — объясняет она в интервью ZN.UA.
По ее словам, рассмотреть каждый отдельный случай – какое было сделано назначение, как человека лечили – невозможно. Но есть большие показатели, по которым можно оценить учерждение. Например, количество направлений на «вторичку».
«Если у отдельных врачей или в больницах этот показатель значительно превышает (или наоборот) среднестатистическое значение по стране, это повод обратить внимание. Или есть недодиагностирование, или врач некомпетентный и сразу отправляет к узкому специалисту, или о таких направлениях есть договоренность», — отметила Сухорукова.
Но для этого должна заработать «вторичка», когда отследить направление врача «первички» к узкому специалисту можно будет с помощью электронных записей. Пока же в откровенных разговорах врачи рассказывают, что приписок – 30%, показатели приемов, которые потом идут в статистические данные, были завышены в десять раз.
Поэтому, когда заработает «вторичка», можно будет выписать критерии и для «первички», убеждена она.
Отвечая на вопрос о бюджете медицинского образования, Сухорукова отметила, что 72 миллиарда гривень, предназначенные на ПМГ – это «другой бюджет». По словам директора, финансирование медобразования сейчас затормозилось. В частности, застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре.
«Застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре. От предыдущего политического руководства они достались в полусыром виде. Полгода ничего не происходило, и теперь менять что-то на 2020 год уже поздно. Но есть шансы принять положение об интернатуре на 2021 год, обеспечив постепенный переход к более качественному последипломному образованию», — отметила она.
Этим проектом предусматривалось прозрачное распределение на интернатуру по результатам единого государственного квалификационного экзамена. Предполагалось, что студенты контрактной и бюджетной форм обучения при поступлении в интернатуру будут в трудовых отношениях с заведением, где будут проходить базовую клиническую интернатуру, становиться членами трудового коллектива, работать под наблюдением супервизоров и получать зарплату.
Чтобы попасть на узкую и престижную специальность, студент должен учиться на протяжении шести лет, и иметь как можно более высокие оценки за экзамены. В электронной системе будущий интерн мог выставить условно пять приоритетных для себя мест, и, если претендентов с более высокими баллами нет, – попасть на одно из желаемых мест. Это должна быть достаточно справедливая система.
Однако этим летом с интернами могут быть проблемы. В связи с переходом ко второму этапу реформирования, мотивации у главных врачей открывать ставки для врачей-интернов будет меньше.
«Но это не проблема реформы или программы медицинских гарантий. Это проблема нормативного регулирования. Суммы на зарплаты интернов и надбавки супервизорам в бюджете были заложены, также продумана модель, которая, запустившись, упростила бы ситуацию», — рассказывает Сухорукова.
В Минздраве ожидают, что мест для госзаказа будет немного. Эту ситуацию еще можно подкорректировать, разрешив бюджетникам проходить интернатуру по контракту. Но проблемы это не решит.
«Реформа здравоохранения – это не только изменение финансирования. Это и реформа образования. Все это должно идти в комплексе. И нормативка – также. Однако образовательные вопросы руководством игнорировались. Не было человека, ответственного за образование. Министр и сама не хотела принимать решений, и профильного заместителя не назначила. Замыкание же всей корреспонденции на главе министерства очень замедляет работу», — объясняет она.
Что касается проекта непрерывного профессионального развития, деньги на это направление выделены, уверяет глава директората медицинских услуг Минздрава. Идея заключается в том, чтобы каждый врач мог получить на банковскую карточку около двух тысяч гривень и потратить эти деньги на индивидуальное обучение там, где сам считает нужным. Но в конце года обязан предъявить 50 баллов непрерывного профессионального развития.
«Если повезет, вскоре должен быть утвержден Кабмином порядок использования средств. Врачу нужно просто написать заявление в департамент здравоохранения, указать номер банковской карты, куда ему будут перечислены средства. И все. Одно условие — врач должен быть внесен в реестр медицинских работников НСЗУ. Для этого учреждение здравоохранения нужно присоединиться к электронной системе», — объясняет Сухорукова.
В то же время директор опасается, что в свете рабочей комиссии, инициированной президентом для пересмотра реформы, силы, которые в течение последних 30-40 лет получали средства в рамках госзаказа автоматически, попытаются откусить этот кусок государственного пирога обратно.
«Для монетизации выплат врачам на НПР по их выбору часть средств была изъята из пула госзаказа центров последипломного образования. 50% врачей коммунальных и министерских заведений получают путевки в организации последипломного образования по госзаказу, а 50% — выплату. Причем врачам никто не мешает потратить эти деньги в тех же заведениях, если они будут предлагать адекватные и содержательные мероприятия», — отмечает она.
Однако академии хотят по крайней мере изменить пропорции – 70-80% путевок и только остальное – выплаты. Иначе им придется реорганизовывать кафедры.
Кроме того, с 1 апреля возникнет проблема с клиническими базами и университетским клиникам. У каждого университета были отдельные договоры с его клиническими базами. На основе этих договоров главные врачи разрешали сотрудникам кафедры работать с пациентами в своих отделениях.
Однако такой подход противоречит действующему законодательству: чтобы оказывать медицинскую помощь, нужно быть в трудовых отношениях с учерждением здравоохранения. Сотрудники кафедры, в основном, в таких отношениях с учреждениями здравоохранения не были.
«Сейчас мы стараемся это упорядочить, чтобы они все-таки имели доступ к пациентам. Над этим все усиленно работают. Но неизвестно, удастся ли это сделать до 1 апреля», — заключает Сухорукова.