Диалог через забор: практические советы участникам будущего рынка земли

участникам будущего рынка земли
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Осталось менее 50 дней до открытия рынка земли в Украине. 1 июля вступает в силу закон № 552 о революционных изменениях в обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Недавно Верховная Рада приняла новый закон об усовершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений (законопроект № 2194). Нормативно-правовое поле для миллионов владельцев и арендаторов сельхозземель кардинально меняется. Праздно ждать июля — худшая из стратегий. К знаменательному событию нужно готовиться заранее.

Земельные арендные новеллы

Правовые основы аренды сельскохозяйственной земли установлены преимущественно Земельным кодексом Украины, принятым в далеком 2001 году. В течение двух десятилетий в «земельную конституцию» вносилось множество изменений, но аграрии и другие заинтересованные субъекты успевали к ним привыкнуть. Сейчас ситуация неординарная. Принятые законы меняют нормативный «ландшафт» до неузнаваемости.

Существенные новации для землевладельцев и пользователей земельных участков принесли прошлогодние законы:

  • «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» (№ 552-IX);
  • «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель» (№ 711-IX);

а также закон

  • «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений»,

принятый 28 апреля 2021 года (законопроект № 2194, готовится к подписанию председателем Верховной Рады).

На многочисленных арендаторов земли ждут, в частности, законодательные нововведения:

  • 1) предоставляется право как гражданам Украины уже с 1 июля 2021 года покупать землю сельскохозяйственного назначения площадью до 100 га;
  • 2) предусматривается возможность отчуждения и передачи в залог права аренды на земельные участки пользователями без согласования с собственниками земли;
  • 3) вводится порядок реализации преимущественного права (ПП) арендаторами по приобретению земельных участков, которыми они пользуются;
  • 4) вводится двухочередность субъектов с преимущественным правом на покупку земельного участка сельскохозяйственного назначения, первенство из которых предоставляется лицу, имеющему специальное разрешение на добычу здесь полезных ископаемых, и только потом наступает очередь воспользоваться преимущественным правом у арендатора земельного участка;
  • 5) «очередникам» предоставляется возможность отказываться от своего преимущественного права на приобретение земли или передавать такое право другому правомочному лицу (согласно договору, который подлежит государственной регистрации);
  • 6) устанавливается финансовое условие для реализации преимущественного права — его обладатель должен заплатить цену, установленную продавцом или зафиксированную на земельных торгах;
  • 7) на нотариусов возлагается обязанность информировать владельца земельного участка о желании субъекта преимущественного права приобрести землю в приоритетном порядке;
  • 8) детализируется порядок земельных торгов, устанавливается ограничение в размере 20 га максимальной площади участка государственной или коммунальной собственности, право аренды на которую может выставляться на торги;
  • 9) землепользователям (как и владельцам земли) предоставляется право осуществлять снятие и перенесение грунтового покрова земельных участков только на основании проекта землеустройства.

Получается, что опасения многих арендаторов о возможной потере арендованных участков с открытием рынка земли преувеличены. По крайней мере, на законодательном уровне предусмотрено преимущественное право покупки арендованной земли именно за арендаторами.