Все аргументы, которые Петр Порошенко использовал против введения военного положения в 2014-2015 годах, после Иловайска и Дебальцево, в нынешней ситуации получили совершенно новое звучание. С точки зрения “хромой утки” и его окружения — это теперь сплошные “плюсы”, уже в пользу такого решения.
Можно не сомневаться, что сегодня парламент поддержит введение военного положения в стране, поскольку у такого решения слишком много бенефициаров. Помимо правящей коалиции (чьих рейтингов недостаточно для сохранения серьезных позиций в будущем парламенте, не говоря уже о гонке за пост президента), это еще и олигархи всех мастей. Тот же Ринат Ахметов, конечно, может потерять возможность отправлять продукцию мариупольских меткомбинатов по Азовскому морю и в итоге полностью переориентируется на порты Черного моря. Зато сохранит на неопределенный период во главе государства лояльного президента, готового участвовать в любых его схемах.
Очевидно, что введение военного положения будет иметь определенные макроэкономические последствия. В частности, как утверждал в 2014 году Петр Порошенко, обосновывая нецелесообразность введения военного положение в стране, на время его действия прекращается вся внешняя финансовая помощь. Выходит, что жертвой военного положения может стать новая 14-месячная программа финансирования МВФ на 3,9 млрд долларов.
Больше всего от этого пострадает украинская гривна. Однако, как показывает недавняя история, от этого определенно выиграют экспортоориентированные олигархи, чьи гривневые издержки в валютном эквиваленте резко снизятся. В первую очередь, речь идет о стремительно растущих в последнее время зарплатах украинцев, на что постоянно жалуются официальные спикеры крупного отечественного бизнеса.
Традиционно в условиях падения реальных доходов украинцы голосовали ногами в направлении Евросоюза и России. Но режим военного положения позволяет поставить жирный крест на возможности трудовой миграции, поскольку дает властям право устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивая свободу перемещения граждан. В первую очередь, мужчин призывного возраста (призывникам и военнообязанным запрещается менять место проживания без ведома военного командования).
Еще одним преимуществом военного положения вкупе с отсутствием транша МВФ для властей и олигархов была бы возможность объявить дефолт, за который настойчиво ратует Игорь Коломойский. Действительно, в условиях, когда 32% расходов госбюджета-2019 связаны с обслуживанием долгов (внешних и внутренних), такой шаг позволил бы власти дышать полной грудью, как минимум, в следующем году и набирать очки в глазах населения за счет увеличения социальных трансфертов.
Однако, как показало сегодняшнее заявление украинского представительства МВФ, там прекрасно понимают опасность такого сценария. Как уже заявили в киевском офисе, у МВФ нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения. Действительно, какая разница, что творится в стране-заемщике, если обещанные почти 4 млрд долларов лишь транзитом пройдут через счета украинского Минфина? Ведь в 2019 году Украине нужно погасить либо рефинансировать почти 9 млрд долларов долга.
В любом случае, решение по поводу дефолта будет приниматься “стратегической девяткой”, хотя и с учетом мнений западных партнеров. А введение военного положения создает гораздо более правильный фон для такого резкого шага. Оправданность которого будет только расти по мере демонстрации неспособности условного Запада как-то реально отреагировать на растущую агрессию Кремля.
Список “плюшек” можно дополнить проведением уже запланированной под лозунгом необходимости наполнения бюджета “большой приватизации”, которая благодаря объявлению военного положения, отпугнет даже самых рискованных западных инвесторов и окончательно превратится в междусобойчик “только для своих”. Что уже показал список претендентов на “Центрэнерго”.
Перечисление возможностей, которые открывает военное положение для будущей “хунты” в политическом плане (начиная от ограничения свободы слова и заканчивая — запретом на уличные протесты), не говоря о самом главном — возможности перенести президентские выборы на осень и провести их одновременно с парламентскими (вариант-минимум), а возможно и — вовсе забыть о “празднике народного волеизъявления” до лучших времен, займет не одну страницу. Посему остановимся, дабы не накатать раньше времени на приговор военно-полевого суда.