Богатые тоже плачут: с кого власти начнут повышение тарифов на электроэнергию - DOSSIER

Богатые тоже плачут: с кого власти начнут повышение тарифов на электроэнергию

Речь идет о поэтапном пересмотре тарифа пока лишь для одной категории потребителей

Уже в следующем году в Украине может вырасти стоимость электроэнергии для состоятельных граждан. Речь идет о поэтапном пересмотре тарифа пока лишь для одной категории потребителей. В Министерстве энергетики и защиты окружающей среды полагают, что цену необходимо повысить для тех, кто расходует в месяц свыше 500 кВт·ч, сообщает «РБК-Украина».

Если власти согласуют эту инициативу, тариф увеличится с 1,68 до 2,88 грн/кВт·ч. Но увеличение коснется только того объема, который превышает 500 кВт·ч. Первые 100 кВт·ч, как и прежде, пока будут стоить по 90 коп/кВт·ч, а объем 100-499 кВт·ч останется в тарифе 1,68 грн/кВт·ч. По сути, появится третий тариф для премиального потребителя.

Доля таких потребителей среди всех домохозяйств составляет 3,6%. При этом они потребляют 17% всего объема электроэнергии, которую использует население. Министр Алексей Оржель в конце ноября говорил, что в группу свыше 500 кВт·ч входят либо очень обеспеченные люди, либо те, кто, имея какие-то производства, платит за электричество по тарифу для физлиц. Тем самым нарушая закон.

Чтобы использовать 500 кВт·ч в месяц, одной семье необходимо ежедневно активно пользоваться большим количеством электроприборов, в том числе теплым полом и кондиционером.

Больше половины украинских семей используют в среднем до 125 кВт·ч в месяц, следует из данных Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В прошлом году в этот объем вписались 52% семей, проживающих в городах, и почти 55% домохозяйств в сельской местности. Иными словами, к большинству граждан планы чиновников о повышении тарифов на электроэнергию пока не относятся.

Читайте также на DOSSIER:  Деньги идут, но не за всеми. Что теперь врачи делают бесплатно

В Украине электроэнергия для населения в два раза дешевле, чем для бизнеса. Из-за этого искривления цены на рынке (перекрестное субсидирование) промышленные потребители вынуждены закладывать высокие расходы на электроэнергию в стоимость своей продукции. Следовательно, граждане платят за «дешевое» электричество в более высокой цене товаров и услуг.

Вместе с тем при низких тарифах население лишено стимула к энергосбережению. Сегодня для потребителя нет большой разницы, использовать 400 или 600 кВт·ч. Но с появлением «тарифа для богатых» этот стимул появится.

Из-за перекрестного субсидирования недополучают прибыль государственные компании «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». На них возложены специальные обязательства продавать электроэнергию для населения по невысокой цене. Учитывая, что у обеих компаний относительно дешевая себестоимость производства, работа в свободном рынке позволила бы им продавать электроэнергию для промышленности по более низкой цене, чем бизнес платит сейчас.

Не говоря уже о том, что эти компании смогли бы больше отчислять прибыли в госбюджет, тем самым давая больше ресурса на программы жилищных субсидий для необеспеченных граждан. Кроме того, атомная промышленность требует инвестиций, строительства новых блоков, вывода из работы старых блоков. Потому это прежде всего вопрос безопасности.

Последний раз тарифы для бытовых потребителей пересматривали более двух лет назад после поэтапного повышения, начавшегося в 2015 году. Причем тогда тариф для тех, кто использует свыше 600 кВт·ч, повышали не столь резко, как для граждан, которые использует до 100 до 600 кВт·ч. И потому нынешнюю идею чиновников начать пересмотр тарифа для тех, кто использует много электроэнергии, в каком-то смысле можно назвать восстановлением справедливости.

Нет другого пути, кроме как выравнивать цены для населения и для промышленности в среднесрочной перспективе, считает глава НКРЭКУ Владимир Тарасюк. «У нас зарплаты не будут европейскими, если мы не построим рынок, если не победим перекрестное субсидирование», – заявлял ранее чиновник.

Читайте также на DOSSIER:  Судебная реформа Саакашвили сократит доступ народа к правосудию – эксперт

Реформа, о которой говорит Тарасюк, невозможна без отмены льготного тарифа для тех потребителей, которые в месяц используют до 100 кВт·ч.

Отмена перекрестного субсидирования должна была состояться до 1 июля 2019 года, это было закреплено законом. Однако регулятор не выполнил это требование. Впереди были парламентские выборы, и, разумеется, для власти повышение тарифов было максимально нежелательным. Но требование закона никуда не исчезло. И новый глава НКРЭКУ это хорошо понимает.

Учитывая, что повышение тарифа со временем затронет всех граждан, власти пока идут по пути поэтапного повышения, чтобы избежать резкого скачка цены. Именно поэтому задача правительства – обеспечить субсидиями те семьи, которые не могут платить за коммунальные услуги по более высоким расценкам. Какие источники для компенсации субсидий будут искать власти – пока вопрос открытый.

Вместе с тем в случае роста цен на электроэнергию не стоит ожидать кризиса неплатежей. Поскольку услугу достаточно просто прекратить отдельно взятому абоненту, украинцы исправно платят за электричество. По этой же причине платежная дисциплина в сегменте электроэнергии гораздо лучше, чем, скажем, в случае с теплоснабжением.

Смогут ли украинцы платить по более высоким тарифам? Государственная статистика указывает, что да. Каким бы ни было финальное повышение, оно не идет ни в какое сравнение с тарифами на тепло и газ.

Доля электроэнергии в общих расходах семей на коммунальные услуги отличается в зависимости от времени года. В отопительный период на электроэнергию мы тратим 13-15% от общей суммы в платежке, тогда как в летние месяцы этот процент несколько выше. При этом в структуре общих расходов граждан электроэнергия занимает менее 3%, это сравнимо с тем, сколько украинцы тратят на мобильную связь.

Читайте также на DOSSIER:  Судебная реформа в Украине: почему судьям выгоднее уволиться, чем работать

Поэтапное повышение тарифов – прагматичный шаг властей. Это позволит им минимизировать риски и перестраховаться от негативной реакции населения. Без этого шага невозможно завершить реформу энергетического рынка, которая должна создать в Украине конкурентный рынок и конкуренцию среди поставщиков электроэнергии для населения. И только тогда украинцы смогут выбирать себе поставщика электроэнергии, который им нравится, с минимальной ценой.