Анализируем выполнение президентской программы: страховая медицина

выполнение президентской программы
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Окружение президента и сам Владимир Зеленский в последнее время активно используют тезис о выполнении предвыборных обещаний. Это подчеркивается в видеороликах президента и в пресс-релизах на сайте ОПУ. Пока же, по нашим данным, Зеленский выполнил 22% программы. «Слово и дело» продолжит напоминать, какие важные обязательства были в программе. Сегодня поговорим об обещании «внедрить страховую медицину».

«Самый важный шаг в здравоохранении – переход к страховой медицине. Пациент будет сам определять программу страхования, выбирать учреждение, врача, способ лечения. Базовый уровень страхования для малообеспеченных слоев населения – за счет государства», – написано в президентской программе.

В мире существует четыре модели медицинского страхования. Так называемая модель Бисмарка предусматривает, что медицинские услуги оплачивает фонд страхования работников. Он финансируется работодателями и работниками путем отчислений из зарплаты. Такая модель работает в Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Японии.

Суть модели Бевериджа в том, что медуслуги финансируются государством за счет налогов из бюджета. Эту модель используют в Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Швеции, Греции и Португалии.

В Канаде, Тайване и Южной Корее действует модель национального медицинского страхования. Услуги предоставляются частными учреждениями, но финансируются за счет средств государственных страховых программ.

В большинстве стран, которые развиваются, используют модель прямой оплаты медицинских услуг – пациент платит за услуги собственными силами.

Модели страховой медицины
Модели страховой медицины

О том, что в систему здравоохранения Украины нужно внедрить медицинское страхование, говорили еще задолго до Владимира Зеленского.

В 2018 году в МОЗ анонсировали, что активно развивать медстрахование будут с 2020-го. «Перед тем, как начать внедрять страхование, нужно внедрить новый механизм оплаты медицинских услуг всех уровней. Сначала должен появиться институт медицинской услуги, заработать рынок медицинских услуг с конкуренцией автономных больниц-предприятий и полноценная электронная система здравоохранения для контроля предоставления услуг. У пациента должен быть выбор врача и медучреждения. Без этого страхование будет только фейком», – рассказывал заместитель министра Павел Ковтонюк.

Читайте также на DOSSIER:  ВЫПУСК ЗА ПЕРИОД 13.09.2021-19.09.2021

Но каких-то значительных сдвигов в этом вопросе до 2020 года не произошло. В феврале 2020-го глава парламентского комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования озвучил приблизительный срок, когда может заработать страховая медицина – не раньше 2023 года.

«Мы не говорим, что мы отменим финансовые гарантии. Это universal coverage (универсальное покрытие расходов пациента, гарантированный минимум бесплатных медицинских услуг). И он должен быть. Все страны за него борются. Страховка будет покрывать то, что не вошло в гарантии. Мы должны выбрать ту модель, которую мы финансово и качественно можем позволить в Украине», – сказал Михаил Радуцкий. Важным условием для внедрения медстрахования, по его словам, является вывод зарплат украинцев из тени.

В мае прошлого года Радуцкий озвучил еще одно условие для введения обязательного медицинского страхования – завершение всех этапов медреформы. «Потому страховая компания – нет разницы, это государственная или частная страховая компания – не может платить за койко-день, она может оплачивать услуги. Поэтому успешное проведение всех этапов реформы – это путь к внедрению страховой модели системы здравоохранения», – сказал он в интервью.

В Украине планируют ориентироваться на модель медстрахования, при которой государство будет финансировать гарантированный пакет услуг (экстренная медицинская помощь, психиатрическая, противотуберкулезная, лечение инфекций, инфаркт, инсульт, онкология), а за другие услуги будет доплачивать пациент. «Например, это протезирование зубов, плановая операция, которая не связана с опасностью жизни, дополнительные обследования, или более комфортные условия пребывания в больнице», – объяснял Радуцкий.

В октябре 2020-го, выступая с посланием к Верховной раде, Зеленский заявил, что ждет от МОЗ и профильного комитета модель страховой медицины, «которая могла бы появиться наконец в Украине».

Читайте также на DOSSIER:  Солидарная пенсионная система умерла. Как Украине преодолеть проклятие страны пенсионеров

В профильном комитете тогда сообщили, что изучают структуры страхования, которые есть в других странах. Тогдашний глава МОЗ Максим Степанов в интервью «Слово и дело» заявил, что ввести элементы обязательного медстрахования можно будет только с 2023 года.

«Мы должны двигаться следующим путем: мы должны максимально простимулировать добровольное медицинское страхование, постоянно увеличивая его долю в общем финансировании системы здравоохранения, и рассматривать то, о чем говорил президент: элементы обязательного медицинского страхования на те или другие услуги, вводить его постепенно. Чтобы это было воспринято, в том числе, обществом», – говорил Степанов.

Новый глава МОЗ Виктор Ляшко в мае обещал «на следующем часе вопросов к правительству» представить концепцию развития системы здравоохранения, частью которой будет медицинское страхование. Но обещание свое не выполнил.

Таким образом, в Украине не следует ждать внедрения страховой медицины раньше 2023 года – такой срок называли и в МОЗ, и в профильном комитете Верховной рады. При этом еще не определена модель страхования, да и четкой стратегии внедрения реформы нет.