Впервые в Украине на пункте взвешивания в поселке Алтестово на трассе Киев-Одесса инспектора Укртрасбезопасности перестали брать неофициальные платежи за пропуск перегруженных машин. Об этом на пресс-конференции заявил глава одесского филиала ОО «АвтоЕвроСила» Владимир Станишевский.
По его словам, общественный контроль доказал свою эффективность. Просто наблюдая за работой пункта габаритно-весового контроля, активисты добились рекордных показателей в его работе. Всего за месяц пункт ГВК проверил более 126 тысяч машин, выписал штрафов на 2,2 млн. грн., из которых 1,5 млн. грн. уже оплачены.
«Мы, конечно, не смогли заставить их работать на 100%, поскольку, службу, которая привыкла собирать «левые» деньги, очень тяжело заставить действовать по Закону. Но мы своим присутствием мешаем им брать взятки. До нашего прихода они «обилечивали» всех без исключения: перегруженные фуры, автобусы и весь транспорт, который им подконтрольный. Сегодня мздоимство сведено к минимуму. Однако инспектора все еще умудряются прятаться и в каких-то закутках «подзарабатывать», — рассказал Станишевский.
По словам главы общественного движения «Нет коррупции на транспорте» Александра Захарова, взяточничество в пунктах ГВК создает катастрофическую проблему на дорогах, поскольку, нарушения весовых норм доходят до абсурда. Ради тысячи гривен с машины, инспектора пропускают грузовики, которые за один проезд могут уничтожить любой дорожный ремонт.
«Перегрузы бывают двукратные — более 100 тонн мы фиксировали на одной машине. Современные грузовики способны нагрузить на себя 100 тонн и больше. Но это катастрофа для дорог. У нас норма — 40 тонн по общей массе», — подчеркнул Александр Захаров.
По словам Владимира Станишевского, дежурство активистов на пункте ГВК в Алтестово позволило определить количество перегрузов, которые едут в одесские порты и в обратном направлении.
«За 15 дней августа взвешено 38 тысяч автомобилей. Нарушений и актов – 343. Если бы нас не было, было бы нарушений 343, а актов, например, 150. Зачем еще 150 актов выписывать, если можно взять взятку? Начислено 66 тыс. евро штрафов. Это за август месяц, за 15 дней», — подчеркнул Станишевский.
По мнению Александра Захарова, постоянно контролировать работу полиции и «Укртрансбезопасности» общественники не смогут, а это означает, что с их уходом коррупционные схемы вернутся. Спасти ситуацию может только автоматический контроль с помощью современных систем взвешивания WiM (Weight-in-Motion), которые невозможно объехать, поскольку датчики вмонтированы по всей ширине автомагистрали. Первые WiM Мининфраструктуры планирует установить уже в этом году на въездах в Киев, в том числе, со стороны Одессы. По мнению активистов, как только WiM заработают, часть грузовладельцев перейдет на железную дорогу. В особенности те, кто работает в направлении Одесса-Киев, поскольку, сохранить рентабельность логистики за счет перегрузов и взяток будет уже невозможно.
«Железная дорога — это решение. Часть грузопотока можно и нужно перевести на ж/д, которая не имеет ограничений, как автотранспорт. В первую очередь это касается контейнеров, которые уже из порта выходят с превышением весовых норм», — резюмировал Захаров.