Верховная Рада готовится положить конец «бизнесу» автошкол: будущие водители смогут сэкономить на взятках и услугах этих заведений

автошкол

Депутаты озабочены не качеством подготовки водителей, а коррупционными факторами, сопровождающими этот процесс

В Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии за основу законопроекта №7354 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по введению административной ответственности в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами». Согласно законодательной инициативе, будущие водители смогут сами изучать теорию вождения транспортных средств без автошколы.

Интересно выглядит аргументация такой инициативы, которая отражена в пояснительной записке к проекту.

«При проведении контроля все чаще случаются случаи нарушения должностными лицами таких заведений (автошкол) порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 20.05.2009 № 487. Не редки случаи, когда лицо вообще не посещает обучение, а только формально причислена в автошколу, платя за него немалые средства», — говорится в документе.

В этой связи депутаты хотят допускать к сдаче экзаменов лиц, которые не посещали автошколу, а содержанием учебной программы овладели самостоятельно.

Порядок самоподготовки водителей транспортных средств будет определяться Кабинетом министров Украины.

И хотя депутаты уже готовы принять эту инициативу, замечания к ней высказали в Главном научно-экспертном управлении ВР.

«Возникают сомнения в возможности введения самоподготовки, например, для водителей таких транспортных средств, как колесные тракторы, самоходные машины, сельскохозяйственная техника, автомобили с прицепами или полуприцепами, и предназначенные для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, автобусы, трамваи и троллейбусы». Возникает также вопрос: существуют ли ограничения на осуществление самоподготовки в части управления соответствующими транспортными средствами, поэтому, по нашему мнению, законом должны определяться конкретные категории транспортных средств, по которым может осуществляться самоподготовка. Логично также задаться вопросом о наличии и доступности для широких масс необходимых учебных материалов для обеспечения надлежащего качества самоподготовки.», – отмечает ГНЭУ.

DOSSIER →  С 2026 года украинцы 40+ получат деньги в "Дия" на бесплатный медосмотр

Кроме того, в научно-экспертном управлении советуют отдать на самообразование только теоретическую подготовку.

«По нашему мнению, приведенные выше предписания проекта целесообразно доработать в части определения предмета самоподготовки, которая должна касаться исключительно теоретической части – знания требований и норм правил дорожного движения», — говорится в заключении.

Впрочем, как следует из аргументации депутатов, они, прежде всего, озабочены не качеством подготовки водителей, а коррупционными факторами, сопровождающими этот процесс.

Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности на заседании 29 августа рассмотрел этот проект и рекомендовал принять его за основу.

«Совершенствуется государственный контроль в сфере подготовки и допуска водителей к управлению для уменьшения коррупционных рисков при подготовке, переподготовке и повышении квалификации водителей, проведении государственной аккредитации заведений (автошкол), сдаче теоретических и практических экзаменов и т.д.», — мотивировали в Комитете.

В целом, проект разработан «с целью введения административной ответственности за нарушение должностными лицами заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств и должностных лиц, в частности территориальных сервисных центров Министерства внутренних дел Украины, во время проведения государственной аккредитации таких заведений (автошкол), аттестации их специалистов и допуска лиц к управлению транспортными средствами (принятие теоретического и практического экзаменов, оформление или выдача водительского удостоверения)».

Лия Ильченко