Потребность в древесине необходимо закрывать за счет рубок в искусственных лесах, а не в естественных
В Украине инициатива по увеличению объема рубок для обеспечения армии и населения дровами имеет значительные риски, ведь коррупция и отсутствие надежных механизмов защиты старых природных лесов может привести к потере самых ценных природных сокровищ.
Об этом заявил Егор Гриник, биолог, ОО «Украинская природоохранная группа», сообщает Украинская правда. Жизнь.
В последние месяцы украинские власти неоднократно заявляли о планах проводить в лесах больше рубок, в частности министр защиты окружающей среды Руслан Стрелец и глава Гослесагентства Юрий Болоховец.
Еще в марте Верховная Рада отменила «сезон тишины» – запрет некоторых рубок в течение весеннего периода размножения животных в лесах, мешавший лесникам. А Минприроды подготовило несколько проектов постановлений, по которым планируется упростить проведение некоторых видов рубок (в частности, санитарных).
«Что-то из этого экологическая общественность уже отбила, а что-то, скорее всего, будет принято», – сказал Гриник.
Объем заготовки уже увеличился в отдельных областях. Так, в течение мая-июля 2022 года в Одесской области срубили 169%, в Черновицкой – 126%, в Винницкой – 117% от показателей аналогичного периода 2021 года.
Аргументация власти о необходимости увеличения объемов рубок:
- экономика переживает не лучшие времена, так что увеличение объемов рубок должно поддерживать ее на плаву;
- увеличилась потребность в древесине, прежде всего для армии, а также для отопления;
- многие старые леса нуждаются в «обновлении».
«Поднятие экономики»
По многим оценкам, еще до войны в Украине где-то 30% древесины вырубалось без документов. То есть никакие налоги за заготовку и продажу такой древесины в бюджеты не шли.
«Насквозь коррумпированным остается и процесс продажи «белой» древесины (заниженные цены, откаты и т.п.), что также не слишком прибыльно для государства», – сказал он.
Биолог добавил, что в условиях войны нужно уделить максимальное внимание прозрачности и сделать «белой» ту древесину, которая и так рубится, а не фокусироваться только на серьезном увеличении объемов рубок.
Для этого нужно принять законопроект №4197-д о рынке древесины, обеспечить полную и публичную прослеживаемость каждого срубленного дерева.
«Эти данные уже есть, но власти не спешат их обнародовать», – отметил Гриник.
Также необходимо обеспечить своевременную и качественную публикацию всех документов на рубки и начать реформировать экоинспекцию, приняв законопроект №3091.
Рост потребностей армии и населения в древесине
В Украине действительно есть потребность в древесине, однако существуют нюансы:
- Что будут рубить на дрова: старые природные леса или искусственные посадки сосны вместе с плантациями чужеродных деревьев вроде акации?
Гриник отметил, что второй вариант для природы лучше. Однако законодательно нет никаких препятствий перед вырубкой последних старых лесов, что происходит во многих областях.
- Потребность в древесине для ВСУ необходимо закрывать за счет рубок в искусственных лесах, а не в старых природных.
В Украине существуют так называемые военные лесхозы, подчиняющиеся Минобороны. С апреля 2022 года более 25 тысяч кубометров древесины из таких лесов получили сертификаты на экспорт.
«Почему военные лесхозы продолжают продавать древесину за границу, а не отдают ее для нужд ВСУ?», – подчеркнул биолог.
Обновление старых лесов
Из-за масштабных рубок большинство украинских лесов уже давно перешли из категории «старые и естественные» в категорию «искусственные посадки», так называемые монокультуры.
«Те старые природные леса, которые еще остались – это сокровище страны, бесценное с точки зрения охраны природы и предупреждения изменения климата», – подчеркнул Гриник.
Блоховец предложил брать дрова в труднодоступных участках в горах, заболоченных лесах, потому что там лес стареет, усыхает, отмирает, падает, гниет.
“Министр защиты окружающей среды говорит об абсурдном «обновлении» лесов. Все это: типично советский подход к природе, как к «ресурсу», который нужно освоить. Желание заработать за счет будущего украинцев, – подчеркнул он. – Вряд ли это поможет победить врага. Однако негатив можно предупредить. Нужна политическая воля.»