9 декабря – международный день борьбы с коррупцией. Праздник с флагами и салютами или траур с венками и свечами? Повод пить шампанское за здравие честности и ценности или объявить голодовку в связи с провалом антикоррупционных программ и решений? Чтобы выбрать правильный ответ, определить нынешний статус коррупции в Украине, обратимся опросам, исследованиям и цифрам.
Первый источник – телефонный опрос населения страны в ноябре 2021г. от CIPE и Спілки українських підприємців. Согласному этому исследованию 84% респондентов считают, что Украина находится в состоянии экономического кризиса. В пятёрке основных причин неэффективности реализации реформ – коррумпированность чиновников, активное противодействие олигархов и некомпетентность представителей власти. Самыми неэффективными признаны реформы антикоррупционных институтов. При этом аж 59% опрошенных заявили, что государство должно усилить роль правительства в экономике, а деятельность частных предприятий должна быть ещё больше регламентирована». За сокращение роли государства и регулирование высказались только 41% опрошенных.
Второй источник — социологическое исследование «Состояние коррупции в Украине. Восприятие, опыт, отношение» (март 2021г.) в рамках USAID/ENGAGE «Долучайся!» Его провёл Киевский международный институт социологии. Было опрошено более 10 тысяч человек. Опрос показал, что, с точки зрения украинцев, коррупция – проблема № 1 в стране. 93,5% населения считают её серьёзной проблемой. Значительно меньше украинцев считают проблемой «высокая стоимость жизни и низкие зарплаты» и «военный конфликт в Донецкой и Луганской областях». 87,2% украинцев считают политическую коррупцию «серьёзной» или «очень серьёзной» проблемой. 42% украинцев считает, что коррупцию в стране не победить никогда. 63% украинцев считает, что коррупция сильно распространена в обществе (в 2015г. было 63,8%).
35,1% украинцев считает, что первопричинами коррупции являются недостаточно чёткие процедуры, а также низкий уровень знаний граждан с этими правилами и прцоедурами (31,8%). Самая главная причина – отсутствие надлежащего наказания за коррупцию (74,5%).
Третий источник информации – исследование «Державні банки: валіза без ручки» от CASE Украина (ноябрь 2021г.). Эксперты желают вывод, что за последние 12 лет украинские власти направили на поддержку государственных банков более $21 млрд. денег налогоплательщиков. При этом дивиденды этих банков составили лишь 17% от сумм, направленных на их поддержку. При этом олигополия государственных банков в партнёрстве с Нацбанком не позволили создать эффективный финансовый рынок. Процентные ставки, условия кредитования и жесточайший финансовый мониторинг эффективно удерживает более половины финансовых операций в тени или в офшорах.
Четвёртый источник – оценка объёма серой экономики Министерством экономики Украины в мае 2021г. Данный орган государственной власти оценил его на 30% ВВП в 2020г. по сравнению с 27% ВВП в 2019г. Получается, что по этой весьма консервативной оценке более $55 млрд. коммерческой деятельности находится в тени. Национальный банк осенью 2021г. солидаризировался с Минэкономики и оценили объём серой экономики на 30% ВВП.
Пятый источник – оценка серой экономики по методологии Putnis and Sauka. Она проведена Киевским международным институтом социологии в рамках проекта ЕС Shadow H2020. Эксперты оценили объём серой экономики в 47,2% ВВП в 2018г. Если принять утверждение бизнеса, экспертного сообщества, что за последние годы коррупции и «тени» в экономике меньше не стало, то её объём в 2021г. оценочно превышает $87 млрд.
Шестой источник – доклад о состоянии благополучия в мире от Института Легатум (Legatum Prosperity Index 2021). В нём сотни показателей. Отметим те, которые касаются коррупции. По фактору «честность правительства! Украина заняла 92-ое место, по «использованию госслужбы для личной выгоды» — 124-ое место, по «коррупции в судах» — 141-ое место в мире (из 167 стран), по «коррупции в госсекторе» — 91-ое место, по эффективности госрасходов – 139-ое.
Седьмой источник – индекс верховенства права (Rule of Law Index 2021) от World Justice Project. В нём Украина заняла 74-ое место, но по фактору «отсутствие коррупции» она оказалась на 115-м месте из 139 стран.
Восьмой источник – Transparency International и её Индекс восприятия коррупции. По нему в 2020г. Украина заняла 117-ое место.
Таким образом, вывод на основании всех этих источников напрашивается сам. Украина и коррупция – это один опасный, высокорисковый сюжет. Принимаемые меры по усилению контроля над финансовыми и товарными потоками, над распорядителями и потребителями чужого (денег налогоплательщиков), создание новых формальных структур по улучшению/ужесточению контроля над коррупцией вне контексте полноценной налоговой, регуляторной, таможенной политики обречены на провал.
Применять всё новые кнуты, увеличивать их число вместо того чтобы создавать мотивацию для людей и бизнесов выходить из тени и работать «в белую» — это углублять раскол в обществе, пропасть между властью и бизнесом. Это мы видим по скорости выхода из тени, а также «радости» предпринимательства от закона № 5600. Любые меры наказания в нынешней институциональной среде обречены на провал, потому что они воспринимаются большинством украинцев, как несправедливые, дискриминационные и аморальные. Более того, большинство самих контролёров, правоохранителей считают их таковыми. Когда люди не доверяют власти, считают эту самую власть коррупционной, принуждать их к выполнению налоговых и регуляторных требований – это нагнетать напряжение в стране.
Вот чёткий, конкретный план победы над коррупцией в Украине. Если его принять, через 15 – 20 месяцев от коррупции останутся ошмётки. Объективно, с учётом качества органов госуправления, состояния общества, культуры бизнеса другого плана быть не может. Итак, вот как открутить все головы гидре коррупции:
1) вместо существующей налоговой системы (много налогов, налоговых баз, тысячи страниц налоговой регуляторки, огромные полномочия налоговой) вводим всего три налога. Первый – налог с РОЗНИЧНЫХ продаж товаров и услуг с плоской шкалой 15%. Налоговая раза – розница. B2B этого налога не платит. Второй налог – 10% (плоская) ставка налога на каждый доход физического лица, типа церковной десятины. Третий налог – акцизы на производителей табачных, алкогольных, топливно-энергетических товаров. Ставки – такие, чтобы исчезли соблазны заниматься импортной контрабандой. В таком виде Налоговой кодекс страны будет представлять собой две станицы текста.
2) Переход в режим плоской (одна ставка) импортной таможенной пошлины (5%). Никаких других ставок, никаких особых режимов ввоза. Для всех всё одинаково. Заплатил – и продавай. Никакого НДСа и других налогов при импорте. Никаких квот, разрешений, лицензий на импорт и экспорт.
3) Радикальное сокращение лицензируемых видов деятельности. Лицензии только там, где есть непосредственная, прямая и открытая угроза жизни человека.
4) Проведение регуляторной реформы (проект закона подготовил Офис простых решений и результатов). Презумпция добросовестности предпринимателя, регуляторная гильотина, признание иностранных сертификатов и персональная ответственность чиновников за нанесение ущерба частному бизнесу/гражданину.
5) Полная амнистия капитала – под 0% налогов. Запрет всех органам власти в любой ситуации требовать документы о подтверждении происхождения денег и активов, полученных до даты введения в силу данного антикоррупционного плана (или с определённой даты).
6) Снятие ограничений на все валютные, наличные операции, на операции с драгоценными металлами, на расчёты в крипте, иностранной валюте. Отмена требования фискального мониторинга на суммы менее $5 млн. в год.
7) Запрет на проведение всех видов проверок коммерческих организаций, ФОПов при годовом обороте меньше $50 тысяч в год и наличии фактов угрозы жизни и здоровью потребителей.
8) Отмена Трудового кодекса, переход в режим добровольных контрактов между работодателем и наёмных работником.
9) Радикальное упрощение, удешевление входа на рынок производителей подакцизных товаров, создание условий равной конкуренции.
10) Глубокая ревизия системы управления рисками. Вместо государственной обязаловки и принуждения – частное добровольное страхование.
11) Приватизация всего, кроме совести.
12) Легализация всего, кроме privacy: легализация производства товаров и услуг, которые не представляют непосредственную угрозу жизни человека.