«Реформа» системы обеспечения населения газом завершилась полным провалом. В бедной и коррумпированной стране создать рынок для социального товара, которым является газ в Украине, практически нереально. Это всегда будет монополия, неважно, частная или государственная.
Реформа системы обеспечения населения газом, ставила перед собой простую, но изначально неверную цель — создание «рынка» и переход к единой рыночной цене газа для всех групп потребителей: населения, предприятий теплокоммунэнерго и юридических лиц.
При этом, в Украине забыли, что газ в нашей стране, с учетом климатических и градостроительных особенностей, является социальным товаром. Как топливо в Эквадоре или электроэнергия в Армении.
Попытки установить в этих странах «рыночные цены» (а на самом деле — монопольные) привели к бегству правительства из Кито и к «электрическому майдану» в Ереване.
Создать рынок для социального товара в бедной, коррумпированной стране практически нереально. Это всегда будет монополия, неважно, частная или государственная.
А теперь к чему мы пришли в результате «реформ»? Сегодня у нас вместо одной, есть целых четыре цены:
- Народно-контрактная — в рамках годовых контрактов с Нафтогазом.
- Тепловая — для предприятий ТЭК в рамках 70% потребления.
- «Рыночная» — для юридических лиц (она максимально приближена к хабовой).
- Непонятная — для населения с газовыми плитами в многоквартирных домах.
Очевидно, что «реформа» завершилась полным провалом.
Предложенная нам модель могла функционировать на фоне относительно низких цен на газ, когда на продаже ресурса населению можно было хорошо зарабатывать, например в 2020-м году, когда цена на газ в мае падала до рекордных 34 дол. (на уже всем известном TTF).
Но эта модель полностью обанкротилась в нынешних условиях. Если продавая газ населению, нельзя получать маржинальный доход, очевидно, что модель «рыночной цены для населения» не работает.
Чтобы она заработала, нужно иметь долгосрочные контракты и/или механизм «миксирования» цены, когда Укргаздобыча, минуя НАК Нафтогаз, как прокладку, продает газ украинской добычи на энергетической бирже и/или модель украинского хаба в качестве национального бенчмарка.
Как альтернатива — модель социальной справедливой цены для населения.
Вместо этого, «реформаторы» превратились в пьяного лодочника, который после нескольких часов интенсивной гребли в туман, обнаружил, что приплыл в то место, откуда отчалил….
Хотя, инстинктивно, они понимают, что нужно делать.
Например, я всегда писал в своих статьях, что ситуацию с нашей ГТС может спасти модель газового восточно-европейского хаба на базе украинской газо-транспортной системы и подземных хранилищ с переносом узлов учета транзита газа на восточную границу.
Об этом недавно заговорил и Юрий Витренко, только он предложил сделать это для «некоторых» европейских трейдеров.
Любовь к ручному управлению для «некоторых», нежелание отодрать рыло от кормушки в виде ГТС и передать ее полностью в распоряжение нового рыночного хаба — это неистребимо в наших чиновников, как бы они не рядились в тоги «реформаторов». Да и какие они «реформаторы».
Нафтогаз уже нацелился не только на вытеснение облгазов, но и на скупку теплокоммунэнерго, пытаясь стать монополистом по всей горизонтали газ — тепло.
Вот вам и «либералы» западного разлива.
Ну а наступление «эпохи четырех цен» — это уникальная возможность для тех же облгазов зарабатывать на нормативном учете «конфорочного потребления».
Или при когенерации ТЭЦ, когда производится и электроэнергия как коммерческий товар и тепло — как социальный.
А цена потребленного газа по этим двум направлениям распределяется …. Ну вы поняли.
Если в Киеве активно разрабатывать эту тему — могут и прибить.
В общем, золотое время настало. Реформаторы долго шли к нему. Семь лет.