Микробизнес против коррупции и «решалова»: кто кого?

против коррупции

Микробизнес выполняет много полезных социальных функций. Прежде всего, это колыбель предпринимателей — даже гигант «Самсунг» гордится своим происхождением «из рисового зернышка».

Те, кто не сумел или не захотел вырасти — создают конкурентное поле, которое не позволяет «китам» картелизовать рынки, выжимая из потребителей сверхприбыли и уничтожая при этом общее благосостояние, а также заполняют многочисленные рыночные ниши, в которых более крупным фирмам нечего делать. Даже тому, кто вообще не жаждет иметь собственное дело, а занялся бизнесом вынужденно — предпринимательство дает возможность пережить трудные времена, оставаясь полноценным членом общества, не «вися» на пособии, а, если получится — то и создать несколько рабочих мест для других. С точки зрения макроэкономики это выглядит как здоровая, рыночная, альтернатива безработице и важнейший амортизатор экономических кризисов, которыми, увы, богата история Украины.

Но, пожалуй, еще важнее роль микробизнеса как одного из самых последовательных и мощных противников-разрушителей общественного порядка, именуемого на жаргоне системой «решалова». На самом деле, это ненаучное название очень точно отражает суть общественного устройства, где все зависит главным образом не от писаных, прозрачных, правил, а от персоналий, способных «решать вопросы» по собственной воле — «начальников». И, соответственно, определяющее значение имеют не столько объективные успехи, например в рыночной конкуренции за успех у многочисленных обезличенных потребителей или избирателей, сколько личные отношения с конкретными «начальниками» или чисто-конкретными представителями альтернативных силовых структур.

В такой системе «экономики отношений« (relational economy), как назвали ее Мадьяр и Мадлович, мелкий бизнес становится естественной жертвой дискриминации, а то и просто хищничества, со стороны «начальников» и неформально связанных с ними более крупных фирм. Поэтому, чем крупнее бизнес, тем, как правило, лучше он себя чувствует в системе «решалова» — не случайно, ее символами стали крупнейшие «олигархи». С другой стороны, это и вопрос отбора: в той мере, в какой успех зависит не от предпринимательских талантов, а от «связей» — растут преимущественно те, кто в силу происхождения и специфических талантов имеют преимущества в налаживании неформальных контактов. И они, естественно, склонны защищать ту систему, в которой преуспели — в отличие от микро, малого, и, частично, среднего бизнеса, где оседают возможно более талантливые предприниматели, просто мало способные либо не желающие прогибаться перед «крышами». И именно такие, невостребованные системой, предприниматели больше всего заинтересованы в разрушении «решалова».

Ведь не секрет, что отношения внутри этой системы строятся на принципе «или раб, или враг», восходящем своими корнями к патриархальной семье, где сын был в самом прямом смысле слова рабом отца, по латыни «патера», отсюда «патернализм» и «патримониальные» отношения. На этом принципе построена «семья приемных детей» — мафия (в переводе — просто «семья»). Выросшие в таких семьях люди, сызмальства привычные к персональной зависимости, затем достаточно легко шли, если не в рабы, то в «крепостные» к богатым покровителям — патронам, меняя «свободу на колбасу». Поэтому научное название «решалова» — патронализм: в центре этой системы стоит власть имущий, который может по своей воле вознаградить (за лояльность) или покарать (за отсутствие оной).

Принципиально, что, не смотря на то, что в Украине, в отличие от России, Беларуси, Казахстана и ряда других стран, таких относительно независимых «начальников» много — все же, у нас демократия! — ключевые решения принимаются именно «по своей воле», дискреционно, а не по закону, не по процедуре, как в подлинной демократии. И смысл этих решений в том, чтобы ограничить доступ к привлекательным экономическим (и политическим заодно) возможностям для «своих»; а «чужих» либо не допускать вообще, либо, в лучшем случае, облагать данью. Отсюда общее название системы, частным случаем которой является патронализм — «общественный порядок с ограниченным доступом». К счастью Украина уже находится в процессе перехода к «общественному порядку с открытым доступом», что дает ряд преимуществ и возможностей, хотя пока что «ограниченный доступ» доминирует. То есть, система остается в целом враждебной предпринимательству вообще и предпринимателям в частности.

Во-первых, предпринимательство — это творчество, инициатива, ответственность, в общем, самостоятельность — нечто диаметрально противоположное патриархальным отношениям вообще и патронализму в частности. Это антагонистический ценностный конфликт. Во-вторых, предприниматель — это собственник, а право собственности, по определению — это право делать с объектом собственности что угодно в рамках закона и получать от этого доход. Однако, если эти рамки размыты дискрецией, то как ни приумножай номинально свою собственность, нет никакой гарантии, что завтра твое, собственника, решение не окажется в противоречии с чьей-то волей или интересами, и не будет, соответственно, произвольно ограничено; или на твой доход от собственности не покусятся очередные «начальники». А послезавтра и сами титульные права не окажутся в чужих руках просто потому, что кому-то более сильному захотелось кушать. Поэтому те, кто хотят состояться как предприниматели, так массово покидают Украину, выбирая страны, где рыночных возможностей меньше, зато есть верховенство права. А у нас традиционно жалуются на «неблагоприятный инвестиционный климат». Но, опять же, если голос крупных инвесторов слышен, и для них создают хоть какие-то компенсаторы, от бизнес-омбудсмена до «инвест-нянь», то мелкому бизнесу остается только бороться против системы как таковой.

DOSSIER →  Лещенко объяснил, чем «друзья Зеленского» отличаются от «Свинарчуков Порошенко»

Собственно, в этом и состоит главная историческая роль малого (особенно — микро) бизнеса в Украине: он служит тем самым «третьим сословием», которое двигает колесо истории от «ограниченного доступа» к открытому, от патронализма — к взаимовыгодным рыночным отношениям, основанным на верховенстве права… Именно такой была его роль в двух революциях, которые пережила Украина. Но система сопротивляется, и целенаправленно, и просто по своей сути, при этом порой находя себе весьма неожиданных союзников. Пока сильно «решалово», тот самый средний класс, который должен был бы держать его под контролем, остаются подавленным: малый бизнес прозябает и/или остается зависимым, специалисты с «человеческим капиталом» тоже вынуждены держаться за рабочие места в немногочисленных олигархических фирмах (чаще всего — с такой же патрональной внутренней культурой), соответственно, нет ни гражданского общества, ни массы самодостаточных, независимых, уверенных в себе, граждан. Как же разорвать этот порочный круг?

Инструментов, к сожалению, немного: все те же формальные правила, которые «решалово» игнорирует или извращает; да просвещение — абсолютно необходимое, но, к сожалению, эффект от него будет только через много (возможно, десятки) лет. Впрочем, в Украине есть история успеха, которая показывает, что выход есть. Чтобы понять, что и почему «получилось», нужно посмотреть на картину немного детальнее — нюансы имеют значение.

Дискреция и контроль — две опоры «решалова»

В современной реальности, где «решалову» приходится маскировать свою суть за внешне современными демократическими законами и процедурами, писанные правила тоже играют не последнюю роль: открытое и наглое нарушение закона чревато, поэтому его стараются, при прочих равных, избегать. Однако, казалось бы, стержень «решалова» — дискреция — вообще несовместима с законом, который затем и придуман, чтобы однотипные ситуации решались единообразно, не взирая на лица? Не тут-то было: как отметил еще Нобелевский лауреат Даглас Норт — одни и те же формальные институции (прежде всего, но не только, законы) очень по-разному работают в разных системах. В частности, патрональная использует любые дискреционные возможности, заложенные в законе, в целях порабощения. Ну, или, в лучшем случае, дает возможность от него откупиться.

Более того, поскольку «все со всеми связаны», а некоторые законодатели-законотворцы в упор не видят никакого конфликта интересов в привлечении самих контролеров к нормотворчеству, у тех, кто применяет законы на практике (например, налоговиков) есть немалые возможности играть правилами в свою пользу. Поэтому законы так часто или прямо предусматривают дискреционные полномочия (знаменитые пункты закона «…и другие», «вилки» штрафов, и т. д.), или написаны нечетко, а то и противоречат друг другу — чтобы оставить за исполнителем возможность трактовать, или, наконец, сделаны обременительным настолько, чтобы все или почти все стали нарушителями — а там уже пусть «начальник» решает, кого казнить, кого миловать, а с кого просто «взять мзду».

Естественно, чем чаще возникает повод применить такой закон — тем лучше «начальнику». Поэтому в реальности дискреционность умножается на контроль, они работают в паре. Если упростить ситуацию до простого побора, то, условно говоря, «заработок» начальника-контролера равен произведению средней взятки (которая, в свою очередь, зависит от дискреции) на число проверок. Соответственно, пропорциональна и плата за «крышу», под которой можно не бояться проверок, и сверхдоход «своего», которому за крышу платить не нужно… И тем легче наказать любого, кто посмеет поднять голову. Чем больше дискреции и контроля — тем сильнее «решалово», тем больше его власть и доходы, которые дальновидные начальники частично инвестируют в дальнейшее расширение дискреции и контроля. Во второй половине 90-х, когда в Украине сложилась система «решалова», этот процесс можно было наблюдать воочию, но и сейчас примеров достаточно.

При этом «начальники» и их слуги используют в качестве публичного аргумента, как ни странно, опыт развитых стран: оттуда списаны дискреционные законы, в частности налоговые; там развит контроль за всеми операциями и доходами (косвенные методы контроль доходов, невероятные права проверяющих, регистраторы расчетных операций — все это оттуда)… Правда, почему-то, те, кто реально ведет бизнес в этих странах, не особо жалуются. И гораздо больше украинских предпринимателей уезжает за границу, чем иностранных (из развитых стран) приезжает к нам. В чем же дело?

DOSSIER →  Луценко о пленках Миндича: В Украине снова возникла мафия под прикрытием высшей политической власти

На самом деле, не больше и не меньше — как в природе государства. «Стихийное государство», присущее «ограниченному доступу», английский философ 17 столетия Томас Гоббс сравнил с библейским чудищем Левиафаном, могучим, хищным и беспощадным. Оно действует в интересах элиты (в нашем случае — «решалова»), а остальные подданные, в том числе и предприниматели, для него не более чем ресурс, с которого кормятся власть имущие и приближенные к ним. Перелом наступает тогда, когда этим самым гражданам — бывшим подданным — удается «заковать Левиафана» по образному выражению знаменитой пары американских профессоров Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона. Такому прирученному чудовищу уже можно позволять контролировать граждан без особой опасности, однако нужно всегда быть уверенным, что граждане контролируют его лучше.

Это фундаментальный баланс, который, по теории Аджемоглу и Робинсона, обеспечивает «узкий коридор свободы». При этом важен именно баланс, поэтому если граждане недостаточно контролируют государство (как в нашем случае), то контроль государства можно и нужно только сокращать. Не говоря уже о дискреции. Особенно важны эти балансы в процессе перехода, который не гарантирует успешного создания «закованного Левиафана», а в силу ряда факторов может и пойти в обратном направлении. Соответственно и инструменты, которые более-менее безопасно можно применять в развитых странах (открытый доступ) — часто оказываются не эффективными или вредными в странах, которые развиваются (ограниченный доступ, этап перехода).

Применительно к описанному выше «плохому равновесию» это означает, что порочный круг может быть раскручен и в другую сторону. Точкой опоры при этом служит некоторая часть бизнеса и граждан, которая всегда остается за пределом контроля просто потому, что его возможности небезграничны, а стоимость превышает выгоды для «начальников». Иногда это «теневики», как, например, ремесленники 18 века, работавшие вне монопольных гильдий (т.е., незаконно, по тем временам), да еще и с применением инновационных технологий, таких как ткацкий станок. Но «теневики» уязвимы по самому факту работы вне закона, и часто неформально контролируются похлеще легального бизнеса, поэтому им трудно быть полноценными гражданами. Гораздо чаще и успешнее делал революции и боролся за свои права средний класс — люди, имеющие относительно независимый источник дохода в виде физического или человеческого капитала. Однако, как мы уже имели возможность неоднократно убедиться, сменить власть, и даже изменить форму правления, далеко не достаточно. Зато систему можно изменить, если дополнить революции постоянным давлением, а главным его объектом сделать дискрецию, последовательно убирая ее законодательные подпорки, и одновременно борясь с «беспределом».

Упрощенное налогообложение как выход из плохого равновесия

Впрочем, все эти мудреные теории появились за последние пятнадцать лет и постфактум подтвердили то, из чего, наполовину интуитивно, исходили авторы упрощенной системы налогообложения и учета для малого бизнеса (УСН) почти четверть века назад. Разумеется, о роли среднего класса, «третьего сословия» и порождаемого им гражданского общества, было известно издавна, но в 90-е годы ничего из этого в Украине практически не было: все или почти все, кто хоть немного приподнимался над уровнем «первого сословия» — наемных работников, практически бесправных из-за огромной безработицы — сразу же попадали в сети «решалова», вынуждены были искать «крышу» (патрона) и играть по правилам системы. Причем, это действовало и в официальной, и в теневой экономике. Неудивительно, что благодаря отсутствию какого-либо контроля со стороны гражданского общества, государство могло успешно плодить олигархов, укреплять «вертикаль власти» и отлаживать «политические машины» местного и национального масштаба.

Идея УСН, озвученная в разговоре с автором этих строк Ксенией и Дмитрием Ляпиными, была гениально проста и эффективна: одним ударом избавить миллионы микро-предпринимателей от львиной части контроля и дискреции, установив для них не просто упрощенный учет (уже введенный к тому времени, с подачи Александры Кужель, но не решивший проблему), а не подлежащий никакой дискреции и не требующий проверок презумптивный единый налог в виде фиксированной суммы. Этот простой и эффективный механизм налогообложения микробизнеса к тому времени уже хорошо зарекомендовал себя во многих развивающихся странах, в том числе, в соседней Польше.

Учитывая огромные размеры теневой экономики и коррупции (достаточно сказать, что, согласно опросам, «азаровские соколы» базарных торговцев проверяли — точнее, собирали с них «дань» — едва ли не каждый день, без каких-либо существенных поступлений в бюджет), идею оказалось достаточно легко донести до Мирового Банка и МВФ, тем более, по крайней мере в МБ тогда работала очень хорошая команда, а роль его была куда выше, чем сейчас. Воспринял ее, в конце концов, и президент Кучма, которому голоса миллионов предпринимателей на выборах 1999 г. были важнее, чем коррупционные доходы от поборов, которые все равно не доходили до верхов; а несколько забастовок базарных торговцев доказали нереальность любых попыток силовой детенизации. Ситуация сложилась удачно — и одним из последних декретов, подписанных Кучмой в рамках переходных положений Конституции, стал знаменитый Указ № 727/98, вводивший радикально упрощенную систему, где контролировать стало просто нечего, а дискреция была сведена практически к нулю.

DOSSIER →  Луценко о пленках Миндича: В Украине снова возникла мафия под прикрытием высшей политической власти

Это была огромная победа. Не только тогдашний главный экономист МБ по Украине Майкл Девис, но даже сам Николай Азаров говорили об экономическом win-win: предприниматели массово переходили на единый налог, в результате численность микропредприятий выросла в несколько раз (преимущественно за счет детенизации), как и бюджетные поступления от этой категории плательщиков. Но самый главный системный результат долгое время оставался незамеченным апологетами «решалова»: несколько миллионов весьма активных людей смогли расправить плечи и почувствовать себя полноценными и полноправными гражданами, живущими в согласии с законом, и, соответственно, имеющими моральное право требовать этого и от «верхов». Вдобавок, к судьбоносному ноябрю 2004 года они успели накопить определенный капитал, который можно было вложить в общее благое дело, не оставаясь при этом «на бобах». Именно они и превратили успешный, но ограниченный политтехнологический проект — в подлинно народную революцию. И не их вина, что политики-победители не оправдали надежд, а гражданские активисты на них чрезмерно положились и демобилизовались сразу после смены власти.

Роль новоявленного среднего класса не осталась незамеченной: немедленно по приходу к власти, Янукович и  Азаров вознамерились его изжить, «вернуть людей на заводы», упразднив УСН. Ответом стал Налоговый Майдан, который доказал, что побеждать можно не только Кучму, но и Януковича. К сожалению, это оказалась во многом «Пиррова победа»: полностью отстоять «упрощенку» не удалось, начавшиеся было массовые проверки напугали многих предпринимателей, а в это время рядом гостеприимно распахнули объятия усилившиеся «крыши» для теневиков. В результате, Украина в 2010−11 гг. потеряла 2.2 млн легальных рабочих мест в микробизнесе, львиная доля которых ушли в тень, и больше оттуда не выходили, не смотря на якобы прогресс Украины в рейтинге Doing Business, которым настойчиво пытались (и сейчас иногда пытаются) измерить благоприятность делового климата. Не говоря уже о всяческих программах помощи предпринимателям.

Эта история убедительно показывает, что ключ к развитию микробизнеса в Украине лежит именно в простых правилах упрощенного налогообложения. Только лишив налоговиков всякой дискреции и практически не оставив поводов для контроля — удалось освободить предпринимателей как самостоятельных, причем не только экономических, но и политико-экономических игроков. Именно поэтому требование сохранения УСН вошло, топ-10 требований Национальной бизнес коалиции десятков бизнес ассоциаций украинского малого и среднего бизнеса, сформированой при фасилитации Центра международного частного предпринимательства (CIPE), наряду с такими фундаментальными вопросами, как верховенство права (судебная реформа) и институциональная реформа налоговой и таможенной службы. Вообще, как следует из вышеописанного анализа — любое расширение контроля и дискреции Украине категорически противопоказано, во всяком случае до того момента, когда граждане смогут вздохнуть с облегчением и уверенностью, что они контролируют государство. В частности, в налоговой сфере это должно ознаменоваться перезагрузкой налоговой службы по грузинскому образцу — чтобы полностью распрощаться с «азаровщиной», до сих пор плотно сидящей в корпоративной культуре этого ведомства, а, заодно, и сотрудниками, привыкшими к «живым деньгам».

Увы, на этом борьба отнюдь не закончилась — поскольку даже Революция Достоинства не «заковала Левиафана» окончательно. На наших глазах разворачивается очередной этап описанного выше противостояния, о котором речь пойдет во второй части статьи.