Конструкция из 2 элементов, – политолог о возможных гарантиях для Украины до вступления в НАТО

о возможных гарантиях для Украины

В Париже запланирована встреча канцлера Германии Олафа Шольца, президента Польши Анджея Дуды и президента Франции Эммануэля Макрона. Ожидается, что на ней будут обсуждать стремление Украины вступить в Североатлантический альянс, а также гарантии безопасности от союзников в преддверии саммита НАТО.

Обязательства, которые примут на себя союзники, могут быть долгосрочными. Они могут быть связаны с финансированием и формированием способности Украины собственными Вооруженными Силами и вооружением защищать свою территорию. Такое мнение 24 Каналу выразил политолог Андрей Вигиринский.

«Конструкция состоит из 2 элементов – это оружие и деньги. Это и есть, скажем, наполнение гарантий, которые Украина может получить», – предположил политолог.

По его мнению, ни в одной из гарантий на уровне двусторонних соглашений не будет записано о вступлении армии другой страны в войну с агрессором на стороне Украины, кем бы этот агрессор ни был.

Россия – угроза

Сейчас появляется частичное понимание, почему Украину не хотят интегрировать в НАТО. Это вопрос того, что Россия является той страной, которую Североатлантический альянс с момента своего создания рассматривает как угрозу.

То есть, проблема не в Украине, а в НАТО и его членах, которые объединились ради того, чтобы иметь достаточно возможностей для того, чтобы война не произошла.

«Как следствие – мы, скорее всего, подойдем к символическим вещам. Вроде таких, которые подписывал Трюдо с Зеленским – декларацию о поддержке украинского вступления в НАТО», – отметил Вигиринский.

Однако, политолог не уверен, что моментом вступления Украины в Североатлантический альянс будет завершение войны с Россией. А может быть, например, момент, когда страны-члены НАТО будут считать, что Россия не является для них угрозой. В частности, с позиции стратегического ядерного запаса.

Риск, который не смогут игнорировать

Андрей Вигиринский добавил, что глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли оценил потенциальные риски эскалации конфликтов на планете. Генерал армии США заявил о 3 «сверхдержавах» – Китае, России и США. Так, считает политолог, Милли оценил не экономическую и политическую, а военную составляющую.

Если в долгосрочной перспективе он говорит о таких трех «сверхдержавах», то вопрос вступления Украины в НАТО – это не вопрос 5-летки, 10-летки или соответствия Украины,
– сказал Вигиринский.

Мол, это вопрос риска, который существует для стран-членов НАТО, который они не смогут нивелировать или проигнорировать в вопросах голосования за членство Украины в Альянсе.

В то же время, скорее всего, будут высказывания, а также вполне вероятно и декларации о том, что двери для Украины в НАТО будут открыты и не закрываются.

Для Украины же, собственно, открытая дверь – это наша далекая перспектива, к которой мы стремимся. Так, как это было записано в Конституции», – рассказал политолог.

А вот двусторонние соглашения, считает Андрей Вигиринский, так или иначе будут раскрывать возможности украинского правительства обеспечивать обороноспособность Украины. Все благодаря финансовой помощи и главное – технологиям других стран. Доступ к ним чрезвычайно важен. Ведь долгое время это было препятствием на пути формирования нового уклада современных Вооруженных Сил.

Обязательства по Воздушным Силам

В США заявили, что готовы сформировать в Украине сверхсовременные системы Воздушных Сил. Из этого можно сделать вывод, что Соединенные Штаты, вероятнее всего, со временем возьмут на себя обязательство о финансировании, обеспечении обучения, обслуживания и формирование технической базы для формирования системы противовоздушной обороны Украины и Воздушных Вооруженных Сил.

«Здесь будут распределены полномочия – долгосрочные, двусторонние соглашения. Единственный момент, который будет нам интересен – когда эти соглашения начнут действовать», – отметил политолог.

А ведь активная фаза войны предполагает предоставление оружия и техники непосредственно для ведения боевых действий и отпора агрессии. Теоретически, если говорить о гарантиях, более интенсивный этап, связанный с производством или возможностью закупать определенные виды вооружения, предполагает хотя бы частичное восстановление экономики. То есть – возможности украинского правительства покупать оружие не только за предоставленные средства, но и за собственные.

Кто может помогать

Мы определимся относительно членства, но мы будем понимать, какие страны примут частичное финансовое участие в том, как из Украины сформировать субъекта, на которого другие нападать не захотят,
– сказал Вигиринский.

Очевидно, что это будут экономически сильные государства. Вероятно, Германия, Франция, Польша и США. Частично к участию может присоединиться и Канада.

Алина Бурцева