Несмотря на то, что Конституция Украины предусматривает независимую судебную систему, суды остаются очень уязвимыми по отношению к политическому давлению и коррупции, а доверие к судебной власти остается низким.
Об этом сообщает пресс-служба Госдепа США.
Коррупция среди судей и прокуроров в Украине сохраняется. Как пишут в Госдепе, некоторые судьи утверждали, что высокопоставленные политики давили на них, чтобы они решали дела в их пользу, независимо от сущности.
Кроме того, некоторые судьи и прокуроры принимали взятки в обмен на судебные решения. Вторжение РФ замедлило судебные дела, в то время как другие факторы, такие как длительные судебные разбирательства, в частности в административных судах, недостаточное финансирование и кадровое обеспечение, а также неспособность судов выполнять решения, препятствовали гарантиям справедливого суда.
В то же время, нападения на адвокатов часто связывали с защитой ими клиентов по политически чувствительным уголовным делам. Таким образом, взорвалась способность адвокатов адекватно выполнять свои обязанности и защищать права своих клиентов. В частности, в феврале 2022 года Совет адвокатов Киева заявил, что неизвестные обстреляли офисы адвокатов в Киеве. Этот инцидент в конце этого года расследовала полиция.
Ранее судьи, подсудимые и защитники утверждали о случаях устрашения со стороны членов насильственных радикальных группировок. Впрочем, по данным центра по защите прав человека Zmina, в течение года полномасштабное вторжение таких случаев не зафиксировано. Это объяснили ограничением протестов из-за военного положения и призыва.
Иногда казалось, что результаты судебных процессов были заранее определены должностными лицами или иным вмешательством. Группы мониторинга судов критиковали процессуальные нарушения в ходе расследований и судебных процессов, в том числе неправомерное использование доказательств и свидетельств свидетелей.
Правозащитные объяснили эти возможные нарушения возможной предвзятостью судей и политическим давлением со стороны высших должностных лиц юстиции и правоохранительных органов.