Надвигается 1 апреля – срок, к которому должностные лица должны подать свои декларации уже за 2022 год
Украина стремится к ЕС и электронное декларирование было шагом к нему. Однако после 24 февраля депутаты сделали представление деклараций добровольным. Как на это отреагировал ЕС и возможно ли возвратить такую обязанность? Попробуем разобраться.
В июне 2022 года Европейский Союз предоставил Украине статус кандидата в ЕС. Мы получили от Европейской комиссии 7 рекомендаций, которые следует выполнить, чтобы не потерять статус кандидата. Также их успешное выполнение позволит перейти к следующему шагу на пути евроинтеграции – переговоров о вступлении в ЕС.
Одна из 7 рекомендаций касается проведения эффективных расследований топкоррупции. Заключение Еврокомиссии рекомендует в дальнейшем усиливать борьбу с коррупцией, в том числе на высоком уровне. И делать это следует как раз через обеспечение проактивного и эффективного расследования. Здесь бы очень помогли электронные декларации чиновников.
В февральском независимом мониторинге выполнения рекомендаций ЕС консорциумом профильных аналитических центров и общественных организаций, среди которых и Transparency International Ukraine, реализация вышеуказанной рекомендации получила 7 баллов из 10 возможных. И возобновление электронного декларирования кажется одним из приоритетных действий, которые еще предстоит предпринять Украина в этой сфере.
Дело в том, что функционирование режима электронного декларирования может не только посодействовать превенции коррупции, но и поможет с наказанием за нее. И это не только о действующей статье Уголовного кодекса с предусмотренной тюрьмой за большую ложь в декларации или ее неподачу. В поданных чиновниками декларациях можно также выявить признаки незаконного обогащения, за которое предусмотрено отдельное уголовное наказание – даже с большим сроком лишения свободы. В ходе проверки есть возможность разоблачить возможные необоснованные активы или конфликты интересов.
Однако это все может остаться в темноте.
В связи с введением военного положения представление декларации было отсрочено до его завершения. Проверки деклараций НАПК приостановлены. Реестр деклараций был закрыт для публичного доступа. Это не только оказывает охлаждающий эффект на деятельность общественности и журналистов-расследователей, но и оказывает прямое влияние на эффективность работы антикоррупционных органов.
Ведь сейчас, в марте 2023 года, в реестре есть далеко не все декларации чиновников даже за позапрошлый, 2021 год. Ибо дедлайн для подачи ежегодных деклараций – 1 апреля, и многие не успел заполнить свою декларацию до начала полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года. Особенно не хватает как раз деклараций топ-чиновников.
К тому же надвигается новое 1 апреля – срок, к которому должностные лица должны подать свои декларации уже за 2022 год. Правда, эта обязанность опять же снята из-за неспровоцированной агрессии страны-террористки. И мы имеем все основания считать, что поданных за 2022 год деклараций будет еще меньше, чем за 2021 год. А если нет деклараций, в частности топ-чиновников, то как можно их проверить и проводить расследование потенциальной топкоррупции?
На этот вопрос Украина должна дать ответ путем принятия законопроекта 8071, пылящегося в Раде еще с осени прошлого года. Он предусматривает, в частности, возобновление обязанности подать декларации не в 90 дней после завершения военного положения, а в течение 60 дней с момента вступления в силу закона, что является положительным шагом.
Именно поэтому расследование топкоррупции с помощью актуального инструмента электронного декларирования должно быть разблокировано как можно быстрее. Это позволит Украине дополнительно положительно отчитаться перед ЕС по вопросу выполнения полученных от Еврокомиссии рекомендаций.
Борьба с коррупцией – это одно из требований ЕС по евроинтеграции Украины. Нельзя откладывать ее, потому что она «не ко времени» – действовать нужно уже сейчас, ведь анализ декларации после ее представления тоже занимает время. И чем дольше это откладывать, тем с большим «снежным шаром» одномоментно заполненных деклараций придется разбираться антикоррупционным органам.
Парламентарии должны позаботиться об эффективности расследований против потенциальных топкоррупционеров и повторно ввести электронное декларирование в Украине. В том числе, чтобы сделать еще один шаг к членству в Европейском Союзе. А ведь мы так все этого ждем.
АЛЕКСАНДР КАЛИТЕНКО
Юридический советник Transparency International Ukraine